Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №113 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

    (1)В воскресенье я просыпаюсь раньше обычного. (2)Игорь ещё спит.
(3)Сдёргиваю с него шинель.
   —  (4)Вставай, лейтенант! (5)Идём на Волгу купаться.
   (6)Он недовольно морщится, ворчит, но всё-таки встаёт.
   (7)Пляжа в Сталинграде нет, и мы прыгаем прямо с плотов в жирные, перламутровые от нефти волны. (8)Вода тёплая, точно подогретая.
   (9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье.
   —  (13)Идём-ка лучше в библиотеку,    предлагает он.
   (14)Я не возражаю.
   (15)В книжном зале Игорь наслаждается найденным им «Аполлоном» за 1911 год. (16)Я  —  новеллами в «Интернациональной литературе». (17)Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно. (18)Портреты Тургенева, Тютчева. (19)Большие стенные часы мелодично бьют каждые четверть часа. (20)Кажется, что и везде мир и покой.
   (21)Двое ребятишек давятся от смеха над иллюстрациями Доре к «Мюнхгаузену». (22)У меня тоже, помнится, когда-то была эта книга в красном с золотом переплёте, с такими же рисунками. (23)Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. (24)Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. (25)И другая картинка, где ворота разрéзали коня пополам. (26)Он стоит, спокойно пьёт воду из фонтана, а сзади хлещет целый водопад.
   (27)Мы сидим до тех пор, пока библиотекарша не намекает нам, что скоро библиотека закрывается.
   —  (28)Приходите завтра, с двенадцати до шести мы всегда открыты.
   (29)Мы прощаемся и уходим.
   (30)У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:
   —  (31)Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…
   (32)Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. (33)Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. (34)Всё небо усеяно плевками зениток.
   (35)Немцы летят низко  —  видны жёлтые концы крыльев, обведённые белым кресты, шасси, точно выпущенные когти. (36)Из-под крыльев вываливаются чёрные точки. (37)Одна… две… десять…
   (38)Потом ничего нельзя уже разобрать. (39)Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным.
   (40)Вокзал горит. (41)Домик правее вокзала горит. (42)Там, кажется, была редакция. (43)Левее, там, откуда мы только что ушли, сплошное зарево… (44)Неужели библиотека?..
 (По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович   —  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов —  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По сценариям Виктора Некрасова сняты кинофильмы.

2. Выполняем задания

1. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено  в тексте по содержанию предложению 20: «Кажется, что и везде мир и покой»?
а) (21) Двое ребятишек давятся от смеха над иллюстрациями Доре к «Мюнхгаузену».
б) (24) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
в) –  (28) Приходите завтра, с двенадцати до шести мы всегда открыты.
г) (39) Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным.
2. Замените разговорное слово «допотопный»  в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпущенные»  (предложение 35).
а) выставленные
б) изготовленные
в) выстреливающие
г) пущенные в обращение
4. Среди предложений  32—35  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
5. Среди предложений 13 — 19 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений  25 — 29  найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ напишите цифрой.
8. Среди предложений  27—31  найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 38.
11. Из предложений  23 — 25  выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
12. Из предложения 15 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
13. Из предложений 30 — 32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Вода тёплая, точно подогретая.
б) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
в) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
г) Всё небо усеяно плевками зениток.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) В какое время работала библиотека в военном Сталинграде?
б) Каким было внутреннее убранство библиотеки?
в) Книги каких писателей пользовались наибольшим спросом во время войны?
г) С какой целью появились над Сталинградом немецкие самолёты?
16. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях  22—26?
а) Рассказчик любит красивые дорогие книги и потому особенно дорожит сохранившимися воспоминаниями о них.
б) Рассказчик бережно хранит в памяти то, что в детстве формировало его как личность.
в) Рассказчик обладает замечательной памятью, помнит незначительные подробности прошлого.
г) Рассказчик  –  неординарный человек, ему ещё в детстве нравилось только то, что редко встречается в действительности.
17. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему молодые офицеры с таким удовольствием проводят время в библиотеке?»
а) —  (13) Идём-ка лучше в библиотеку,  –  предлагает он.
б) (19) Большие стенные часы мелодично бьют каждые четверть часа. (20) Кажется, что и везде мир и покой.
в) (24) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
г) (27) Мы сидим до тех пор, пока библиотекарша не намекает нам, что скоро библиотека закрывается.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он недовольно морщится,(1) ворчит,(2) но всё-таки встаёт.
Пляжа в Сталинграде нет,(3) и мы прыгаем прямо с плотов в жирные,(4) перламутровые от нефти волны. Вода тёплая,(5) точно подогретая.
19. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Там,(1) кажется,(2) была редакция. Левее,(3) там,(4) откуда мы только что ушли,(5) сплошное зарево…
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
У меня тоже,(1) помнится,(2) когда-то была эта книга в красном с золотом переплёте,(3) с такими же рисунками. Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. Особенно мне нравилось,(4) как барон сам себя за косу из болота тащит.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий