1. Очень внимательно читаем текст.
(1)Шёл к концу последний час последнего дня
1934 года... (2)Мы были в ресторанном зале.
(3)Всё
было совершенно в одесском духе: шумно, пёстро, крикливо. (4)Гремел и визжал,
как нигде в мире больше не гремит и не визжит, джаз-банд. (5)В воздухе в
чудовищном изобилии змеились ленты серпантина, колыхались тысячи воздушных
шариков. (6)И всё, что может быть осыпано,
— плечи, столы, закуски, причёски
танцующих — было осыпано разноцветными копеечками
конфетти.
(7)Танцующих
было больше, чем мог вместить зал. (8)Танцевали фокстрот. (9)И танцевали его,
разумеется, тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру
оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным
шипением. (10)Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают
ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
(11)Мы
сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с
удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом. (12)А потом, когда
оркестр для отдыха или для разнообразия, заиграл что-то не такое буйное,
какой-то блюз или медленный фокстрот, эти двое переглянулись, поднялись, она
положила ему на плечо руку, и они пошли...
(13)Я
не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. (14)И уж совсем
редко я получал удовольствие от зрелища вальсирующих. (15)Когда-то давно, в
далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в
ресторане ленинградского Дома искусств. (16)Танцевал он артистично, элегантно,
красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто
слегка пародируя — может быть, тех же своих земляков-одесситов.
(17)Эта
же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили,
глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18)Казалось, как только они начали
танец, для них не стало никого и ничего вокруг. (19)Но при этом танцевали они
без какой-либо страсти, наоборот, сдержанно, скромно и изящно, грациозно, с той
чуть заметной улыбкой в глазах и на губах, которую называют затаённой и которая
так редко встречается.
(20)Мне
было тогда двадцать семь лет, им — под сорок. (21)Оба они должны были казаться
мне людьми немолодыми. (22)А я сидел, полуоткрыв рот, смотрел на них и —
любовался...
(По Л. Пантелееву)*
*Леонид Пантелеев (Алексей
Иванович Еремеев) (1908-1987) — российский прозаик; автор очерков и
рассказов, посвящённых блокадному
Ленинграду, а также воспоминаний о С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком. Некоторые
повести и рассказы писателя были экранизированы: «Часы», «Честное слово»,
«Республика Шкид», «Пакет».
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «глубоко»
(предложение 17).
а) отрешённо
б) проникновенно
в) строго
г) печально
2.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 9: «И танцевали его, разумеется,
тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру
оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным
шипением»?
а) (10) Ходят, картинно обняв
своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно
пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
б) (11) Мы сидели, повернувшись
вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием
наблюдали за этим экзотическим действом.
в) (14) И уж совсем редко я
получал удовольствие от зрелища вальсирующих.
г) (17) Эта же пара танцевала
серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно
глядя друг другу в глаза.
3. Замените просторечное слово «манер»
в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
4.
Выпишите грамматическую основу
предложения 2.
5.
Среди предложений 13 – 16 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера
этих предложений.
6.
Замените словосочетание «в ресторанном зале» из предложения 2, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
7.
Среди предложений 5 – 10 найдите предложение с необособленным согласованным
определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8.
Среди предложений 15 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого предложения.
9.
Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
10.
Среди предложений 17 – 22 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера
этих предложений.
11.
Из предложения 19 выпишите
слово, правописание которого определяется правилом: «В наречии пишется НН, если
оно образовано от прилагательного с НН».
12.
Из предложений 10 – 11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
её значения.
13.
Из предложения 17 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой
ударением.
14.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
а) И всё, что может быть
осыпано, – плечи, столы, закуски, причёски
танцующих – было осыпано разноцветными копеечками
конфетти.
б) Я не знаток и не такой уж
любитель так называемых бальных танцев.
в) Когда-то давно, в далёкой
юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане
ленинградского Дома искусств.
г) Оба они должны были казаться
мне людьми немолодыми.
15.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Какой праздник отмечали
персонажи текста в ресторанном зале?
б) Как танцуют фокстрот
по-одесски?
в) Что поразило рассказчика в
исполнении вальса одной из пар?
г) Каков основной род занятий
рассказчика?
16.
Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложении 11?
а) Рассказчик относится к числу
людей, которых обычно переполняют самые противоположные чувства, приводящие в
смятение.
б) Рассказчик и его спутники
привыкли свысока относиться к малознакомым людям.
в) Рассказчик –
человек, способный насладиться атмосферой праздника, создаваемой танцующими.
г) Рассказчик способен открыто
выразить своё нежелание участвовать в общем деле, отстаивая своё право на
собственную позицию.
17.
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос:
«Почему рассказчик залюбовался парой, исполняющей медленный танец?»
а) (9) И танцевали его,
разумеется, тоже на одесский манер: энергично работая локтями, помогая оркестру
оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным
шипеньем.
б) (16) Танцевал он артистично,
элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то
как будто слегка пародируя – может быть, тех же своих земляков-одесситов.
в) (17) Эта же пара танцевала
серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно
глядя друг другу в глаза. (18) Казалось, как только они начали танец, для них
не стало никого и ничего вокруг.
г) (20) Мне было тогда двадцать
семь лет, им – под сорок. (21) Оба они должны были казаться
мне людьми немолодыми.
18.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого
предложения.
Когда-то давно,(1) в далёкой юности,(2) залюбовался,(3)
помню,(4) Утёсовым,(5) который танцевал фокстрот в ресторане
ленинградского Дома искусств.
19.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И танцевали его,(1)
разумеется,(2) тоже одесским манером: энергично работая локтями,(3) помогая
оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною
паровозным шипением. Ходят,(4) картинно обняв своих дам,(5) по-полотёрски
усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
20.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения,
связанными сочинительной связью.
А потом,(1) когда оркестр,(2) для отдыха или для разнообразия,(3) заиграл
что-то не такое буйное,(4) какой-то блюз
или медленный фокстрот,(5) эти двое
переглянулись,(6) поднялись,(7) она
положила ему на плечо руку,(8) и они
пошли...
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий