Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 25 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №118 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст.

     (1)Шёл к концу последний час последнего дня 1934 года... (2)Мы были в ресторанном зале. 
    (3)Всё было совершенно в одесском духе: шумно, пёстро, крикливо. (4)Гремел и визжал, как нигде в мире больше не гремит и не визжит, джаз-банд. (5)В воздухе в чудовищном изобилии змеились ленты серпантина, колыхались тысячи воздушных шариков. (6)И всё, что может быть осыпано,    плечи, столы, закуски, причёски танцующих    было осыпано разноцветными копеечками конфетти.
    (7)Танцующих было больше, чем мог вместить зал. (8)Танцевали фокстрот. (9)И танцевали его, разумеется, тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением. (10)Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
    (11)Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом. (12)А потом, когда оркестр для отдыха или для разнообразия, заиграл что-то не такое буйное, какой-то блюз или медленный фокстрот, эти двое переглянулись, поднялись, она положила ему на плечо руку, и они пошли...
    (13)Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. (14)И уж совсем редко я получал удовольствие от зрелища вальсирующих. (15)Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств. (16)Танцевал он артистично, элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто слегка пародируя  —  может быть, тех же своих земляков-одесситов.
    (17)Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18)Казалось, как только они начали танец, для них не стало никого и ничего вокруг. (19)Но при этом танцевали они без какой-либо страсти, наоборот, сдержанно, скромно и изящно, грациозно, с той чуть заметной улыбкой в глазах и на губах, которую называют затаённой и которая так редко встречается.
    (20)Мне было тогда двадцать семь лет, им  —  под сорок. (21)Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми. (22)А я сидел, полуоткрыв рот, смотрел на них и  —  любовался...
 (По Л. Пантелееву)*

*Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) (1908-1987)  —  российский прозаик; автор очерков и рассказов,  посвящённых блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком. Некоторые повести и рассказы писателя были экранизированы: «Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет».

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «глубоко»   (предложение 17).
а) отрешённо
б) проникновенно
в) строго
г) печально
2. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено  в тексте по содержанию предложению 9: «И танцевали его, разумеется, тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением»?
а) (10) Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
б) (11) Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом.
в) (14) И уж совсем редко я получал удовольствие от зрелища вальсирующих.
г) (17) Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза.
3. Замените просторечное слово «манер»  в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
5. Среди предложений  13 – 16  найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Замените словосочетание «в ресторанном зале» из предложения 2, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Среди предложений  5 – 10  найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений  15 – 19  найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений  17 – 22  найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
11. Из предложения 19 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В наречии пишется НН, если оно образовано от прилагательного с НН».
12. Из предложений 10  –  11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
13. Из предложения  17  выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) И всё, что может быть осыпано,  –  плечи, столы, закуски, причёски танцующих  –  было осыпано разноцветными копеечками конфетти.
б) Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев.
в) Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.
г) Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Какой праздник отмечали персонажи текста в ресторанном зале?
б) Как танцуют фокстрот по-одесски?
в) Что поразило рассказчика в исполнении вальса одной из пар?
г) Каков основной род занятий рассказчика?
16. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложении 11?
а) Рассказчик относится к числу людей, которых обычно переполняют самые противоположные чувства, приводящие в смятение.
б) Рассказчик и его спутники привыкли свысока относиться к малознакомым людям.
в) Рассказчик  –  человек, способный насладиться атмосферой  праздника, создаваемой танцующими.
г) Рассказчик способен открыто выразить своё нежелание участвовать в общем деле, отстаивая своё право на собственную позицию.
17. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик залюбовался парой, исполняющей медленный танец?»
а) (9) И танцевали его, разумеется, тоже на одесский манер: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипеньем.
б) (16) Танцевал он артистично, элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто слегка пародируя  –  может быть, тех же своих земляков-одесситов.
в) (17) Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18) Казалось, как только они начали танец, для них не стало никого и ничего вокруг.
г) (20) Мне было тогда двадцать семь лет, им  –  под сорок. (21) Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.
18. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Когда-то давно,(1)  в далёкой юности,(2) залюбовался,(3) помню,(4)   Утёсовым,(5)   который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И танцевали его,(1) разумеется,(2) тоже одесским манером: энергично работая локтями,(3) помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением. Ходят,(4) картинно обняв своих дам,(5) по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
20. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными сочинительной связью.
А потом,(1)  когда оркестр,(2)  для отдыха или для разнообразия,(3) заиграл что-то не такое буйное,(4)  какой-то блюз или медленный фокстрот,(5)  эти двое переглянулись,(6) поднялись,(7)  она положила ему на плечо руку,(8)  и они пошли...


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий