Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 26 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №119 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника. 
   (5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.
   (7)И вдруг стая свиристелей1 на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.
   (13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.
   (14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают  —  сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.
   (17)А вокруг рябины цветы растут  —  медуница-веснянка. (18) После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду, даже на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
    (21)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой. (22)Я  —  доблестный хозяин  —  к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.
    (23)Приезжаю следующей весной  —  в огороде у меня пусто, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.
   (24)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (25)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (26)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.
    (27)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (28)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (29)Пробовал сажать —  одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.
   (30)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)*

1Небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.

 *Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001)  —  русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы  —  военная и деревенская.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «худое» (предложение 30).
а) дырявое
б) тощее
в) недоброе
г) испорченное
2. Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3. Среди предложений 27–29 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
5. Среди предложений 3 – 7 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 17–20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
7. Замените словосочетание «бетонная дорога» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
9. Среди предложений 7–12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 13 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
11. Из предложения 21 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
12. Из предложения 22 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
а) Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
б) Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце.
в) Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
г) Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дикая рябинка хорошо росла и плодоносила, а цветы в огороде исчезли?»
а) Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы  —  нет.
б) Потому что у растений есть душа и грубости они не терпят.
в) Потому что цветы были однолетними растениями.
г) Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички  —  нет.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В следующие осени,(1) коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес,(2) они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке,(3) а на деревца,(4) привезённые из питомника,(5) так ни разу и не позарились.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Минут за десять,(1) наверное,(2) хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку,(3) а на те,(4) что рядом росли,(5) даже и не присели.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Есть ,(1) есть душа вещей,(2) есть,(3) есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала,(4) приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек,(5) да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий