Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 11 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №75 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. (3)Но есть и другая сторона дела  –  человеческая. (4)Не всякому дано стать истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно. (6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. (7)У другого  –  жизнь во всём, до чего он только дотронется. (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.
   (9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё никакой специальной подготовки.
   (11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна самой памятной комнаты    кабинета    и что-нибудь рукодельничала. (12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила Пушкина и всё пушкинское    его бумаги, книги, вещи    особой, материнской любовью.
   (15)В руках Александры Фёдоровны  –  «тёти Шуры», как звали её сослуживцы и посетители Михайловского,  –  всегда было добро, в них всё преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и комоды,  –  всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»
   (17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала. (18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.
   (20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант  –  все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала советы и почти никогда не ошибалась.
   (22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей  –  экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили в дом Пушкина, словно в храм.
   (27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная народная сказка.
   (31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
   (32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет...».
   (35)И прав, конечно, поэт М.А. Дудин, который сказал о ней:                      (36)«Александра Фёдоровна  –  истинное чудо».
 (По С. Гейченко)*

 *Гейченко Семён Степанович (1903 – 1993)  –  русский советский писатель, пушкинист, музейный работник.  

2. Выполняем задания 

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простая» (предложение 9).
а) не сложный, не трудный
б) обыкновенный, ничем не примечательный
в) недалёкий, наивный
г) элементарный, однородный

2. Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «дом Пушкина» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
5. Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 22 – 26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 20 – 22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 32 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 16 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 27 – 31 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
12. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одно Н».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
б) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант  –  все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
в) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
г) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Александру Фёдоровну автор называет настоящим музейным работником?»
а) Александра Фёдоровна убирала комнаты Пушкина, стирала пыль с мебели, составляла букеты, расставляла цветы на столы и комоды.
б) За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
в) Даже по понедельникам, когда дом Пушкина закрыт, Александра Фёдоровна пускала посетителей в музей.
г) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Бывало,(1) проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» И действительно,(2) она любила Пушкина и всё пушкинское  –  его бумаги,(3) книги,(4) вещи  –  особой,(5) материнской любовью.
16. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Убирала ли она комнаты Пушкина,(1) стирала ли пыль с мебели,(2) составляла ли букеты,(3) расставляла ли цветы на столы и комоды,(4)  –  всегда у неё получалось делать это с душой,(5) и все приходившие в музей восклицали: «Ах,(6) как красиво!»
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
За двадцать лет,(1) что проработала Александра Фёдоровна в Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть ту или иную картину и как и чем можно чистить красное дерево,(4) бронзу,(5 ) зеркала.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий