Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 1 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №95 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.
   (3)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный.
   (4)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
   (6)Это были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах. (9)Женщины в расшитых золотом платьях. (10)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.
   (11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках,  он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
   (12)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие годы жизни, чтобы собрать его картины. (13)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
   (14)Николай Николаевич отворил дверь с  некоторой  опаской.    (15)В доме пахло сыростью и затхлостью… (16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея. (18)Тогда он заскользил дальше.
   (19)Ещё комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!
   (22)И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.
   (23)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.
   (24)Но произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел… (26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича…   (27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул. (28)Теперь можно было браться за дела.
(По В. Железникову)*

*Железников Владимир Карпович  —  современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое известное его произведение  —  роман «Чучело»  —  рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с одноклассниками.

2. Выполняем задания

1. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о родном доме Николая Николаевича, автор называет его только словом «дом», не допуская замены личным местоимением?»
Это говорит о том, что…
а) родной дом Николая Николаевича является в тексте полноправным действующим лицом, к которому герой относится с глубоким уважением.
б) в тексте создаётся образ большого и богатого особняка, перед которым герой чувствует себя ничтожной песчинкой.
в) рассказ ведётся просто и бесхитростно, а повторение слова «дом» создаёт иллюзию непринуждённой разговорной речи.
г) дом Николая Николаевича в тексте не просто наделён конкретными индивидуальными чертами, а является символом жилища человека.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение БУДУЧИ В ПЕРЕДЕЛКАХ (предложение 11).
а) участвуя в перестройках
б) бывая в трудных путешествиях
в) участвуя в дележах
г) бывая в непростых положениях
3. В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
а) (4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (25) И дом ожил, заговорил, запел…
б) (11) Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
(26) Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича…
в) (16) Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17) Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.
г)  (22) И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате. (23) Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.
4. Замените просторечное слово БАБЫ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Напишите ответ цифрой.
7. Среди предложений 6 — 11 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
8. Среди предложений 1 — 5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 16 — 22 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
10. Замените словосочетание ВОЗДУХОМ ПЕЧЕЙ в предложении 4, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
11. Среди предложений 14 — 18 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
12. Из предложения 11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
13. Из предложений 18 — 22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
14. Из предложений 6 — 10 выпишите слово, в котором  правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
15. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
а) (1) Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось.
б) (4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами.
в) (13) И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
г) (24) Но произошло чудо, и картины были живы.
16. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему у Николая Николаевича «сильно забилось» сердце, когда он увидел свой дом?»
а) Вид собственного дома пробудил в сердце Николая Николаевича желание скорее почувствовать себя его настоящим хозяином, владельцем.
б) Николая Николаевича беспокоило плохое состояние старого дома, его ветхость и накопившаяся за время отсутствия хозяина сырость.
в) Старый дом был связан для Николая Николаевича с чувством «родового гнезда», и встреча с ним после долгой разлуки взволновала героя.
г) Николай Николаевич при встрече с домом испытал настоящее разочарование: по детским воспоминаниям дом казался ему больше и просторнее.
17. Как характеризует предков Николая Николаевича информация, заключённая в предложениях 6 — 10?
а) Предки Николая Николаевича были выходцами из крестьян, со временем заслужившими дворянство.
б) Все предки Николая Николаевича были щёголями и любили модно и пышно одеваться.
в) Все предки Николая Николаевича были людьми родовитыми, принадлежавшими к тогдашнему высшему обществу.
г) Предки Николая Николаевича были богатыми крестьянами, имевшими возможность заказывать свои портреты известным художникам.
18. Как Николай Николаевич относился к картинам своего прапрадеда?
а) Картины доставляли Николаю Николаевичу постоянные хлопоты, от которых он приходил в ужас и отчаяние.
б) Николай Николаевич был страстным коллекционером и большим ценителем живописи, поэтому он очень дорожил картинами прапрадеда.
в) Картины были неотъемлемой частью жизни Николая Николаевича, он любил их и всеми силами стремился сохранить.
г) Николай Николаевич знал, что картины его прапрадеда представляют большую материальную ценность, и бережно хранил их.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Николай Николаевич,(1) сдерживая себя,(2) вошёл в эту комнату,(3) влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, (4) боясь, (5) что они погибли: промёрзли или отсырели.
Но произошло чудо,(6) и картины были живы.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Дело в том,(1) что прапрадед Николая Николаевича был художником,(2) а отец отдал многие годы жизни,(3) чтобы собрать его картины. И эти картины,(4) казалось,(5) всегда занимали главное место в их доме…
21. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И дом ожил,(1) заговорил,(2) запел… Множество людей,(3) которых он,(4) казалось,(5) хорошо знал,(6) вошло в комнату и окружило Николая Николаевича…


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий