Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 2 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №96 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)От города, по-видимому, ничего уже не осталось. (2)Немцы бомбят его с утра до вечера, над ним непроходящее облако дыма и пыли. (3)Горят нефтехранилища. (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения.
   (5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.
   (9)Георгий Акимович как-то сказал:
   —  (10)Мы будем воевать до последнего солдата. (11)Русские всегда так воюют. (12)Но шансов у нас всё-таки мало. (13)Нас может спасти только чудо, иначе нас задавят. (14)Задавят организованностью и танками.
(15)Чудо?..
   (16)Вот недавно ночью шли мимо солдаты. (17)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (18)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (19)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. (20)Я подошёл. (21)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. (22)Мигали огоньки цигарок. (23)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
   —  (24)Нет, Вась… (25)Ты уж не говори… (26)Лучше нашей нигде не сыщешь. (27)Как масло, земля  —  жирная, настоящая.  —  (28)Он даже причмокнул как-то по-особенному.  —  (29)А хлеб взойдёт  —  с головой закроет…
   (30)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы, то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди были неизвестность и почти неминуемая смерть.
   (31)Я так и не увидел того, кто это сказал. (32)Раздался чей-то крик: «(33)Приготовиться к движению!» (34)Все зашевелились, загремели котелками. (35)И пошли. (36)Пошли медленным, размеренным, тяжёлым солдатским шагом. (37)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, обыкновенным красным крестиком.
   (38)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
   (39)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (40)И не только запоминаются. (41)Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
 (По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович  —  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов  —  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «задавят» (предложение 13).
а) сожмут
б) победят
в) будут притеснять
г) будут окружать
2. Какой из приведённых ниже фрагментов противопоставлен в тексте по содержанию предложениям 2122: «Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. Мигали огоньки цигарок»?
а) (27) Как масло, земля  —  жирная, настоящая… (29) А хлеб взойдёт  —  с головой закроет…
б) (26) Лучше нашей нигде не сыщешь.
в) (30) А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы, то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди были неизвестность и почти неминуемая смерть.
г) (31) Я так и не увидел того, кто это сказал.
3. Замените просторечное выражение «не сыщешь» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Замените словосочетание «(к) шагам солдат» (предложение 38), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Среди предложений 9 — 14 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 19 — 23 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
8. Среди предложений 1 — 5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений 16 — 23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложений 6 — 8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.
12. Из предложений 2 — 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой определяется наличием суффикса -А-.
13. Из предложений 4 — 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
14. Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Вот недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить.
б) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
в) Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. Я подошёл. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве.
г) Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Как повёл себя Георгий Акимович во время боевых действий?
б) Какие виды вооружения использовали немцы, для того чтобы захватить город?
в) Каким было моральное состояние наших солдат, отправлявшихся к месту боевых действий?
г) Каким был город в описываемое время?
16. Как характеризует молодого солдата информация, заключённая в предложениях 23—29?
а) Молодой солдат — человек, не желающий видеть той жестокой реальности, которая его окружает.
б) Этот солдат  —  любознательный человек, интересующийся составом почвы.
в) Молодой солдат — человек, неразрывно связанный с родной землёй.
г) Этот солдат — человек, склонный к излишней чувствительности.
17. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик не согласен с мнением Георгия Акимовича о том, что нашу страну «может спасти только чудо»?»
а) (1) От города, по-видимому, ничего уже не осталось. (2) Немцы бомбят его с утра до вечера, над ним непроходящее облако дыма и пыли.
б) (6) Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7) Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном.
в) (11) Русские всегда так воюют.
г) (25) Ты уж не говори… (26) Лучше нашей нигде не сыщешь.
18. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Есть детали,(1) которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие,(2) как будто незначительные,(3) они въедаются,(4) впитываются как-то в тебя,(5) начинают прорастать,(6) вырастают во что-то большое,(7) значительное,(8) вбирают в себя всю сущность происходящего, (9) становятся как бы символом.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Пошли медленным,(1) размеренным,(2) тяжёлым солдатским шагом. Пошли к тому неизвестному месту,(3) которое на карте их командира отмечено,(4) должно быть,(5) обыкновенным красным крестиком.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Шли долго,(1) беспрерывно,(2) всю ночь напролёт,(3) батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг,(4) и тогда начиналась автоматная трескотня.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий