Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 31 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №94 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.
   (7)Дед Никита поднял голову.
   —  (8)Ты чей же будешь?  —  спросил он новенького.
   —  (9)Антона, дедушка,  —  наперебой закричали мальчишки,  —  в Минске который жил. (10)Он приехал к бабушке Ульяне. (11)Мамку у него на войну взяли, она командир.
   —  (12)Как это можно? (13)Баба она или нет?
   (14)Мальчик в майке строго поглядел на деда.
   —  (15)Как это  —  баба?  —  спросил он с недоумением.  —  (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна  —  мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
   —  (18)Мамка на фронте, а сам… (19)Гуса-ак,  —  насмешливо протянул самый высокий мальчик и, засунув два пальца в рот, громко свистнул прямо в лицо новенькому.
   (20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.
   —  (23)Чего тебя гусаком-то дразнят?  —  спросил дед.
   —  (24)Меня зовут Саша,  —  отвечал он.  —  (25)А гусака я не заметил, он сбоку стоял. (26)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. (27)А они смеются, что я трус. (28)И про маму… (29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.
   (31)Саша, договорив, отвернулся и, высоко подняв голову, пошёл назад по дороге.
   —  (32)Домой уеду,  —  повторял он упрямо.  —  (33)Сейчас!
   (34)Но тут кто-то потянул его за руку. (35)Мальчик оглянулся: перед ним, смущённо улыбаясь, стоял голубоглазый Ивашка, за ним, кучкой,  —  все ребята. (36)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
   —  (37)Идём с нами раков ловить,  —  проговорил Ивашка.  —  (38)Их там страсть сколько …
(По С. Радзиевской)*

*Радзиевская Софья Борисовна  —  советская детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Писала о природе, о войне, о приключениях, но главное  —  о настоящих человеческих ценностях. Наиболее известные произведения  —  «Рассказы о животных», «Джумбо», «Болотные робинзоны».

2. Выполняем задания

1. Замените просторечное выражение «страсть сколько» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» (предложение 22).
а) погорячился
б) расстроился
в) покраснел
г) заплакал
3. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 4: «Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке»?
а) (3) На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках.
б) (5) Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы.
в) (17) А бабушка Ульяна  —  мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
г) —  (18) Мамка на фронте, а сам…
4. Среди предложений 19—23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
5. Среди предложений 1 — 4 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 11—18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 25 — 31 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
9. Замените словосочетание «в холстинных штанах» (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
11. Из предложений 3—6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН».
12. Из предложений 2 — 3 выпишите все слова с чередующейся безударной гласной в корне.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
а) —  Антона, дедушка,  —  наперебой закричали мальчишки,  —  в Минске который жил.
б) —  Как это  —  баба?  —  спросил он с недоумением.
в) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.
г) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
14. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Сколько времени служит в армии мама Саши?
б) Почему мальчик Саша оказался в деревне?
в) Почему мальчишки дразнили Сашу гусаком?
г) Чем отличался Саша от своих деревенских сверстников?
15. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор может относиться к Саше с уважением?»
а) (10) Он приехал к бабушке Ульяне. (11) Мамку у него на войну взяли, она командир.
б) (17) А бабушка Ульяна  —  мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
в) (20) Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить.
г) (29) Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30) Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.
15. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.
Ребята расхохотались,(1) а новенький стоял растерянный,(2) не зная,(3) что ответить. От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, (4) и это смутило его ещё больше. Он вспыхнул, (5) сделал шаг вперёд.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Впереди,(1) отдельно,(2) шёл мальчик в белой майке. Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. Другие же мальчики,(3) наоборот,(4) загорели до черноты,(5) а волосы их,(6) выбеленные солнцем, (7) походили на светлый лён.
17. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мальчик оглянулся: перед ним,(1) смущённо улыбаясь,(2) стоял голубоглазый Ивашка,(3) за ним,(4) кучкой,(5)    все ребята. Только высокий,(6) отвернувшись,(7) держался поодаль,(8) как будто он не со всеми шёл,(9) а оказался тут случайно.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий