Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 5 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №99 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
   (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
   (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку».
   (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка     тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл,   в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
   (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги  —  хоть сто рублей!  —  он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы  —  на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину)*

*Крапивин Владислав Петрович - советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость»  (предложение 25).
а) очарованность
б) колдовство
в) любовь
г) неподвижность
2. Замените слово «бумажек» в предложении 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
3. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению ( № 17): «И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество»?
а) (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
б) (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
в) (18) А вокруг стояли люди.
г) (21) А будь у него свои деньги  —  хоть сто рублей!  —  он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
4. Замените словосочетание «бумажный лист» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Среди предложений 1 — 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
7. Среди предложений 3 — 8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 7 — 11 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
10. Из предложений 17 — 18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
11. В предложениях 24 — 25 найдите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
12. Из предложений 6 — 7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13. Из предложений 6 — 10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами».
а) метафора
б) сравнительный оборот
в) фразеологизм
г) термин
15. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
а) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
б) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка  —  тоже.
в) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл,  —  в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
г) А будь у него свои деньги  —  хоть сто рублей!  —  он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
16. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20 — 21?
а) Кинтель был человеком расчётливым, даже скуповатым.
б) Кинтель был ответственным, рациональным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
в) Кинтель был не способен на жертвы, хотя бы и небольшие.
г) Кинтель ценил материальное, насущное значительно выше любого искусства.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»
а) Девочка, игравшая на скрипке, была необыкновенно красива.
б) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
в) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
г) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
18. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
а) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
б) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
в) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
г) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
19. Как характеризует  героя  информация,  заключённая  в предложениях  20 — 21?
а) Кинтель был человеком рациональным и расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
б) Кинтель был ответственным, трезвомыслящим человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
в) Кинтель умел находить себе удобное оправдание в затруднительной ситуации.
г) Кинтель слабо разбирался в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
20. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Зачем девочка играла на скрипке на улице?
б) Как отнеслись прохожие к игре маленькой скрипачки?
в) Как рождаются классические музыкальные произведения?
г) Как искусство может воздействовать на человека?
21. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»
а) (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
б) (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.    (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
в) (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
г) (16) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл,  —  в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.   Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка  —  тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И она посмотрела бы  —  на неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мятой(3), узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так уже стоит здесь,(4)  наверно,(5) полчаса,(6)  поэтому все,(7)  конечно, (8)  догадались о его заворожённости...
24. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Кинтель попятился,(1) чувствуя,(2) как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, (3) пошёл, (4) не решаясь оглянуться.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий