Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 4 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №98 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
   (4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар  —  от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
   (7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.
   (8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
   (12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел     стало трудно дышать.
   (16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
   (19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
   (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
   (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.
(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
   (28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.
   —  (33)Этот заяц,  —  сказал дед,  —  спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь  —  бросить…
   (35)Так и живут вместе  —  старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
(По К.Г Паустовскому)*

*Паустовский Константин Георгиевич  —  русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.

2. Выполняем задания

1. Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОВЕДАЛ (предложение 7).
а) преподнёс
б) прокомментировал
в) рассказал
г) обсудил
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, приняв зайца в семью, дед Ларион и Ванька так и не дали ему имени?»
 Это говорит о том, что …
а) дед и внук понимали: заяц, как лесное, а не домашнее животное, не будет откликаться на имя.
б) дед и внук не собирались долго держать зайца у себя и хотели его выпустить на волю, как только он выздоровеет.
в) обитатели этого дома были людьми необщительными и не только зайца, но даже друг друга не называли по имени.
г) обитатели этого дома приютили зайца, но относились к нему довольно равнодушно.
4. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
б) (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
в) (12) Дед  огорчился  и  пошёл  дальше. (23)  Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
г)  (19) Дед   побежал   по   кочкам,  спотыкался,  падал,  дым  выедал ему глаза,  а  сзади  был уже   слышен  широкий  гул  и  треск  пламени. (29)  Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости.
5. Среди предложений 9 — 13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 1 — 5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.
8. Среди предложений 23 — 27 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
10. Среди предложений 16 — 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
11. Замените словосочетание ДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ в предложении 6, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Из предложений 21 — 23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13. В предложениях 33 — 35 найдите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида. Выпишите найденное слово.
14. Из предложений 6 — 7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
15. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?
а)  (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
б)  (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
в)  (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
г)  (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
16. Каково отношение автора к рассказанной дедом Ларионом истории?
а) Автор, как гость деда, вынужден слушать все, даже самые невероятные, истории старого человека.
б) Автор считает, что подобные истории занимательны, но несерьёзны и тратить время на них можно только за чаем.
в) Автор осуждает деда за его пристрастие к охоте, хотя и не высказывает это прямо, чтобы не обидеть хозяина.
г) Автор слушает дедову историю про зайца с большим интересом и пониманием, разделяя отношение деда к животным.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»?»
а) Деду и его внуку было жаль выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.
б) Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.
в) Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленьким и остался один.
г) Дед и внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.
18. Как характеризует  деда Лариона информация, заключённая в предложениях 23 — 26?
а) Дед Ларион  —  человек слабый, и в трудную минуту он готов принять помощь даже от зайца.
б) Дед Ларион  —  человек, хорошо знающий лес и повадки лесных зверей и доверяющий им.
в) Дед Ларион  —  человек нечуткий, однако он и сам вполне сознаёт этот свой недостаток.
г) Дед Ларион  —  неудачливый охотник, неспособный догнать даже зайца.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Смерть настигала деда,(1) хватала его за плечи,(2) и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(3) что они у зайца обгорели.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Я,(1)  можно сказать,(2)  благодарность ему оказывать должен,(3) а ты говоришь  —  бросить...
Так и живут вместе  —  старый дед Ларион,(4)  его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
21. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий