Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 13 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №136 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Веньке здорово не повезло с именем  –  Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой  –  бальзамин. (5)А Веня  –  это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
     (10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
     (12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
     (16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
     (19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
       –  (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
      (23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг  –  это такое, что не у каждого бывает.  (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
      (26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
     –  (27)Это тебе передача… от класса…
     –  (28)Вот что значит  –  друзья!  –  сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
     –  (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
     –  (30)За что?  –  испугался Пашка.
     –  (31)Как это за что? (32)За твою руку.
     –  (33)Не может быть… я же сам виноват…  –   искренне растерялся Пашка.
     (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
       –  (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
       –  (36)Ну, дают!  –  разозлился Пашка.  –  (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
      (38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
     (40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
       –  (42)А можно я с тобой сяду?
      (43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом  –  Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
   (По С.А. Лубенец)*
*Лубенец Светлана Анатольевна  –  современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных  и не совсем обычных ребят.  Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обойдётся» (предложение 37).
а) потребует усилий
б) благополучно закончится
в) вызовет последствия
г) будет дорого стоить
2. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПОХОЖЕ все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ДАЮТ звуков больше, чем букв.
в) В слове СЛЕГКА буква Г обозначает звук [х].
г) В слове ЦВЕТОК все согласные звуки имеют пару по глухости  –  звонкости.
4. Среди предложений 38 – 46 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 7–11 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой.
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки,(1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить,(2) что ещё кого-то в классе не любят так же,(3) как его самого.
Очень хорошо зная,(4) как тяжело быть одному,(5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
9. Замените словосочетание «папиной ручкой» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 10 – 15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
а) разбросанные
б) особенным
в) искренне
г) клюквенной
12. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) растерялся
б) заберут
в) протянул
г) удивился
13. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
а) обрадовался
б) растерялся
в) разглядывали
г) испугался
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Венька удивился,(1) что Винт,(2) оказывается,(3) всё правильно понимает,(4) и пояснил:
  –  Твои родители на него заявление в милицию написали.
  –  Ну,(5) дают!  –  разозлился Пашка.  –  Венька,(6) скажи Антуану,(7) что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что  „ этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни”?»
а) Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом.
б) Одноклассники хотя и не хотели навещать Пашку Винтуева в больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.
в) Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.
г) Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец  вынужденному одиночеству своего одноклассника.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) А Веня  –  это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
б) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
в) –  Ну, дают!  –  разозлился Пашка.  –  Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
г) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий