Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 12 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №135 (части А, В)

 1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,  –  земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
     (2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
      (6)Один, только один раз земля не уберегла меня... 
      (7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
      (13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,  –  мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
      (17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
      (26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
      –  (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
      –  (33)Мама, мамочка…
      (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
      (37)Мама. (38)Мамочка.
      (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
      (44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923 – 1996)  –   писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества. 

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вижу» (предложение 42).
а) понимаю
б) догадываюсь
в) наблюдаю
г) замечаю
2. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПОЯВИЛАСЬ количество звуков и букв совпадает.
б) В слове МОЖЕТ все согласные звуки твёрдые.
в) В слове КОЛОДЦА все согласные звуки имеют пару по глухости  –  звонкости.
г) В слове БОЯ два слога
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 36. Ответ запишите цифрой.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде,(1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери,(2) родная земля,(3) и она хранила меня с материнской верностью.
Один,(4) только один раз земля не уберегла меня... 
Я очнулся  в телеге,(5) на сене. Я не почувствовал боли,(6) меня мучила нечеловеческая жажда.
6. Среди предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 13 – 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 1 – 10 найдите  бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения
9. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
10. Замените словосочетание «народным горем» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н»?
а) похоронена
б) раненых
в) осторожно
г) народным
12. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «неполнота действия»?
а) приучила
б) прижимался
в) приоткрыть
г) придёт
13. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) уберегла
б) сгорал
в) шептал
г) гасить
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов,(1) работавших за мужчин,(2) отдававших свою кровь детям,(3) идущих по сибирским трактам за своими мужьями. Я никогда не думал,(4) что всё это,(5) несомненно,(6) имеет отношение к моей матери.
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик принял чужую мать за свою?»
а) Мать героя-рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
б) Он знал о подвигах женщин, «выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями».
в) Чужая женщина была внешне похожа на родную мать героя-рассказчика.
г) Чужая женщина заботилась о раненом герое-рассказчике с материнской любовью.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
а) Один, только один раз земля не уберегла меня... 
б) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
в) Я сгорал от жажды.    г) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,    мама.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий