Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 19 февраля 2011 г.

А1. Образец работы над заданием


 Задание А1 посвящено пониманию смысла текста. Ответить на него можно после некоторого анализа прочитанного текста. Обычно вопросы связаны с комментированием главной мысли или важных мыслей автора текста

1. Прочитайте внимательно текст
     (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с "Коньком-Горбунком" мы явственно это видим...
(3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
     (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
     (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
     (12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
     (14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха". 
(По В.Пескову)
2.Образец выполнения заданий А1

А1 Почему В.Песков считает, что сказка - это "сплав стихотворной литературы с фольклором"?
1)Потому что П.Ершов смещает ударения в словах.
2)Потому что П.Ершов использует прибаутки, деревенский говор.
3)Потому что "Конька-Горбунка" изучают литературоведы.
4)Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.
Комментарий
     Внимательно прочитайте предложенные варианты ответов. Теперь обратимся к тексту и попробуем порассуждать.
Вариант 1 неверный, потому что смещение ударения в словах не является главной особенностью сказки. О том, что вариант 2 правильный, нам подсказывает предложение №12: "...сказка походила на пушкинского "Салтана", но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками". В варианте 3 говорится о литературоведах, изучающих "Конька-Горбунка", а в тексте они упоминаются как изучающие другие "писанья" Ершова.А у нас речь идёт о конкретной сказке. В варианте 4 сообщается, что "фольклор может иметь стихотворную форму".Да, может, однако вопрос здесь не о фольклоре, а о литературной сказке Ершова, которая была написана с опорой на фольклорные традиции.
Ответ: 2.

А1 В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?
1) 8         2) 9       3) 10        4) 14  
Комментарии
В варианте 1 говорится о том, кто "населяет сказку, и о том, что в ней всегда торжествует справедливость. В варианте 2  для анализа предлагается предложение, в котором рассказывается о "всякой живности" в сказке. Ни о каком воздействии на читателя в этих вариантах не сказано. Вариант 3 - верный, так как в предложении действительно говорится о воздействии сказки на читателя: "она забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться". В варианте 4 говорится о других произведениях Ершова, а вопрос адресует нас именно к сказке "Конё-Горбунок".
Ответ: 3.  

А1 В каком из высказываний содержится ответ на вопрос "Почему П.Ершов смещает ударения в словах?"
1)П.Ершов не знал правильного ударения.
2)Такая постановка ударения была правильной в XIX веке, когда жил П.Ершов.
3)П.Ершов хотел обратить внимание читателя на возможные ошибки.
4)Это было необходимо для сохранения ритма и рифмы стиха.
Комментарий
Вариант 1 неправильный, потому что, как сказано в тексте, Пётр Ершов был отправлен учиться в университет, да и учился он прилежно. Поэтому нет оснований говорить о том, что студент "не знал правильного ударения". В варианте 2 предлагается для размышления сообщение о том, что постановка ударения была правильной, но правильной для XIX века. Конечно, в русском языке такое явление случается, однако в тексте смещение ударения объяснент иначе: "в угоду ритму и рифме", кроме того, говорится об отношении к этому и современников Ершова: "это никого не смущало". В варианте 3 предлагается версия ответа, которая может вызвать улыбку: Ершов своей особенной литературной манерой хотел показать читателю, как говорить нельзя! Другими словами, писатель боролся неправильным ударением за чистоту языка. Остаётся 4 вариант, в котором мнение о роли неправильного ударения в сказке совпадает и с мнением В.Пескова, и нашим мнением.
Ответ: 4.




Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

1 комментарий: