Задание А1 посвящено пониманию смысла текста. Ответить на него можно после некоторого анализа прочитанного текста. Обычно вопросы связаны с комментированием главной мысли или важных мыслей автора текста
1. Прочитайте внимательно текст
(3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
(12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
(14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха".
(По В.Пескову)
2.Образец выполнения заданий А1
А1 Почему В.Песков считает, что сказка - это "сплав стихотворной литературы с фольклором"?
1)Потому что П.Ершов смещает ударения в словах.
2)Потому что П.Ершов использует прибаутки, деревенский говор.3)Потому что "Конька-Горбунка" изучают литературоведы.
4)Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.
Комментарий
Внимательно прочитайте предложенные варианты ответов. Теперь обратимся к тексту и попробуем порассуждать.
Вариант 1 неверный, потому что смещение ударения в словах не является главной особенностью сказки. О том, что вариант 2 правильный, нам подсказывает предложение №12: "...сказка походила на пушкинского "Салтана", но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками". В варианте 3 говорится о литературоведах, изучающих "Конька-Горбунка", а в тексте они упоминаются как изучающие другие "писанья" Ершова.А у нас речь идёт о конкретной сказке. В варианте 4 сообщается, что "фольклор может иметь стихотворную форму".Да, может, однако вопрос здесь не о фольклоре, а о литературной сказке Ершова, которая была написана с опорой на фольклорные традиции.
Ответ: 2.
А1 В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?
1) 8 2) 9 3) 10 4) 14
Ответ: 2.
А1 В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?
1) 8 2) 9 3) 10 4) 14
Комментарии
В варианте 1 говорится о том, кто "населяет сказку, и о том, что в ней всегда торжествует справедливость. В варианте 2 для анализа предлагается предложение, в котором рассказывается о "всякой живности" в сказке. Ни о каком воздействии на читателя в этих вариантах не сказано. Вариант 3 - верный, так как в предложении действительно говорится о воздействии сказки на читателя: "она забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться". В варианте 4 говорится о других произведениях Ершова, а вопрос адресует нас именно к сказке "Конё-Горбунок".
Ответ: 3.
А1 В каком из высказываний содержится ответ на вопрос "Почему П.Ершов смещает ударения в словах?"
1)П.Ершов не знал правильного ударения.
2)Такая постановка ударения была правильной в XIX веке, когда жил П.Ершов.
3)П.Ершов хотел обратить внимание читателя на возможные ошибки.
4)Это было необходимо для сохранения ритма и рифмы стиха.
Комментарий
Вариант 1 неправильный, потому что, как сказано в тексте, Пётр Ершов был отправлен учиться в университет, да и учился он прилежно. Поэтому нет оснований говорить о том, что студент "не знал правильного ударения". В варианте 2 предлагается для размышления сообщение о том, что постановка ударения была правильной, но правильной для XIX века. Конечно, в русском языке такое явление случается, однако в тексте смещение ударения объяснент иначе: "в угоду ритму и рифме", кроме того, говорится об отношении к этому и современников Ершова: "это никого не смущало". В варианте 3 предлагается версия ответа, которая может вызвать улыбку: Ершов своей особенной литературной манерой хотел показать читателю, как говорить нельзя! Другими словами, писатель боролся неправильным ударением за чистоту языка. Остаётся 4 вариант, в котором мнение о роли неправильного ударения в сказке совпадает и с мнением В.Пескова, и нашим мнением.
Ответ: 4.
Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.
Спасибо!
ОтветитьУдалить