Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

А4 - А6. Образец работы над заданиями

1. Прочитайте внимательно текст
     (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с "Коньком-Горбунком" мы явственно это видим... (3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
     (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
     (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
     (12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
     (14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха". 
(По В.Пескову)

2.Образец выполнения заданий А4-А6

А4 Какое из слов не относится к разговорному стилю?
1)живность
2)простак
3)прибаутки
4)пирушка
 
Комментарий
Задание довольно сложное, и выполнить его без словаря затруднительно. Однако те, кто много читает и у кого развито языковое чутьё, может выполнить это задание довольно легко. в словаре Ожегова не содержится помета "разг." только по отношению к слову прибаутки.
Ответ: 3.
 
А5 В каком значении употреблено слово лёгкими в предложении 7?
1)незначительный по весу
2)достигаемый без большого труда
3)малозаметный, едва слышный
4)незатруднительный для восприятия 

Комментарий
Задание по лексике. Мы должны определить лексическое значение слова. В этом нам поможет контекст. Перечитайте ещё раз предложение 7 и подумайте над вариантами. Из всего предложения нужно выбрать интересующее нас словосочетание: стихами лёгкими. Найти существительное, которое относится к этому прилагательному, очень важно. Именно оно будет характеризоваться прилагательным. Поэтому мысленно подставьте существительное стихи ко всем вариантам значений, и вы увидите, какой из них подходит для вашего контекста. В первом варианте говорится о качестве предмета, который может иметь физический вес. Стихи такого не имеют, поэтому этот вариант мы исключаем. В варианте 2 предлагаемое значение к существительному стихи не подходит, так как в предложении говорится не о труде писателя, а о восприятии читателя, что и отражено в варианте 4. Значение слова лёгкие в варианте 3 отражает звуковую характеристику, а в тексте не говорится о восприятии сказки во время её чтения.
Ответ: 4.
 
А6 Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером.
2)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
3)Духом свои сказка походила на пушкинского "Салтана", но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками.
4)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам.
 
Комментарий
Прежде всего необходимо вспомнить, что такое метафора.
Метафора - это употребление слова (чаще всего существительного или глагола) в переносном значении на основе какого-либо сходства предметов или явление. Такое слово есть в варианте  3: сплав литературы с фольклором. В прямом значении слово сплав обозначает вещество, получаемое из нескольких металлов при плавлении.
Ответ: 3.   



Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий