Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

В2 - В4. Образец работы над заданиями

1. Прочитайте внимательно текст
     (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с "Коньком-Горбунком" мы явственно это видим... (3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
     (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
     (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
     (12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
     (14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха". 

(По В.Пескову)

2.Образец выполнения задания В2 - В4 
В2 Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.


Комментарий
Вспомним: непроизносимая согласная - это такая согласная, которая в потоке речи не звучит, но остаётся на письме (извесТный - весТи). Вас просят найти подобное слово в нескольких предложениях. Оно есть в предложении 8: честному. Проверим его на соответствие: чесТному - чесТь, чесТи.
Ответ: честному. 

В3 Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный". 

Комментарий
     Как вы помните, в русском языке существует три типа приставок: 1 - те, кторые пишутся всегда одинаково; 2 - приставки на -З и -С; 3 - приставки ПРЕ- и ПРИ-. правило написание приставок на -З и -С гласит: перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, а перед глухими - С (разбег - рассыпать). Приступая, к этому заданию, надо помнить, что
  • в словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква З, так как она является в этих словах не приставкой, а частью корня;
  • приставка С- относится к тем приставкам, которые пишутся всегда одинаково, т.е последующая буква не играет орфографической роли (например, сделал);
  • в словах приставки на -З и -С могут быть не только в начале слова, но и после другой приставки (например, небезопасный).
      Искомое слово обнаружилось в предложении 1.
Ответ: проИЗрастает.

В4 Из предложений 1 - 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: "В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано".
Комментарий
     Сначала нужно найти наречия, т.е слова, которые обозначают признак действия или другого признака и отвечают на вопрос как?
     Таких слов несколько: много, явственно, прилежно. Слово много отбросим сразу, т.к.в нём нет искомых букв. В слове прилежно пишется одна Н, так же, как и в исходном прилагательном. Но оно не может быть выбрано для ответа, потому что в задании вас просят найти слово с НН. Остаётся слово явственно. Проверим: исходное прилагательное явственный, в нём пишется суффикс -ЕНН-, следовательно, наречие, образованное от него, - явственно.
Ответ: явственно.
   






Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий