Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 31 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №52 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
   –  (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:
   –  (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?
   (6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:
   –  (8)Хочешь поносить?
   (9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.
   (16)Алёнка заплакала:
   –  (17)Ой, зачем ты его упустил?..
   (18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.
   (20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы  –  посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.
   (25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.
   (32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:
   –  (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик...    (34)Чтобы ты его выпустил.
(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972)  –  писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове УЛИЧНОГО все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ВПРАВО первый звук – [ф].
в) В слове ЕЩЁ – четыре звука.
г) В слове ДЕНЬГИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) . 
2. В каком предложении содержится противопоставление?
а) (10) Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!
б) (13) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи.
в) (19) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
г) (25) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.    
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет героиню не Леной, не Алёной, а Алёнкой?»
Такая форма имени говорит о …
а) покровительственном, высокомерном отношении рассказчика к героине.
б) ласковом, дружеском отношении рассказчика к девочке.
в) сочувствии и жалости рассказчика к героине.
г) чувстве вины, которое рассказчик испытывает по отношению к девочке.
4. Замените разговорное слово «позадирали» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.       
5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил» (предложение 14).
а) пустил в обращение
б) перестал держать
в) утратил власть
г) совершенно забыл
6. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Среди предложений 1 — 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.
10. Среди предложений 18 — 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. Среди предложений 25–31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
12. Выпишите грамматическую основу предложения 24.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
14. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 14–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
16. Замените словосочетание «кирпичный дом» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
17. Из предложений 14 — 15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.
18. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?
а) притихшая
б) рассмотреть
в) отпустил
г) рассказать
19. В каком слове правописание суффикса наречия зависит от приставки?
а) спокойно
б) вправо
в) наверно
г) немножко
20. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.
а) позадирали
б) потянул
в) фонаря
г) (всё) равно
21. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1 — 2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
—  Ой, хочу шарик!»
а) антитеза
б) эпитет
в) сравнительный оборот
г) фразеологизм
22. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
а) (9) И протянула мне тонкую ниточку.
б) (14) Я взял и выпустил весёлый шарик.
в) (23) Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей...
г) (29) А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая.
23. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для героя-рассказчика важно, что шарик, который он отпустил, был красным?»
а) Красный  —  это цвет, символизирующий для рассказчика мятеж, неуспокоенность, борьбу.
б) Красный  —  это цвет, связанный для автора-рассказчика с образом Алёнки.
в) Красный на фоне синего  —  это цвет, связанный для рассказчика с такими понятиями, как красота, праздник, радость, мир.
г) Красный  —  это любимый цвет рассказчика, так как в его понимании этот цвет символизирует жизнь.
24. Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке» всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?
а) Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.
б) Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.
в) Рассказчик считает, что его чувства настолько исключительны, что их невозможно передать словами.
г) Рассказчик уверен, что он легко  сможет поведать о своих чувствах ровеснику или человеку старше себя.
25. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 12 — 14?
а) Рассказчик  —  человек услужливый, поэтому он готов исполнить любое, даже самое необычное желание.
б) Рассказчик  —  человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.
в) Рассказчик  —  человек безответственный, поэтому он отпустил шарик, который ему не принадлежит.
г) Рассказчик  —  человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.
26. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»
а) Потому что рассказчик – человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.
б) Потому что рассказчик – человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.
в) Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.
г) Потому что рассказчик – человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.
27. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
А он всё летел,(1) всё уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большого дома,(2) и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед,(3) а он ещё выше,(4) выше антенн и голубей...
28. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Шарик летел кверху плавно и спокойно,(1) как будто он этого и хотел всю жизнь.
И я стоял,(2) задрав голову,(3) и смотрел,(4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы  –  посмотреть,(5) как летит шарик,(6) рассмотреть его.
29. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я как взял,(1) так услышал,(2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему,(3) наверное,(4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал,(5) как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий