Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

В5, В10, В11. Образец работы над заданиями

1. Прочитайте внимательно текст
     (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с "Коньком-Горбунком" мы явственно это видим... (3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
     (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
     (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
     (12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
     (14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха". 
(По В.Пескову)


2.Образец выполнения задания В5, В10, В11
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

И в девятнадцать лет явил миру сказку, (1) написанную стихами лёгкими, (2) как дыханье, (3) занятными, (4) интересными и взрослому, (5) и ребёнку, (6) сказку о придуманной жизни, (7) но похожую и на саму жизнь.


Комментарий
     Для того чтобы правильно сделать это задание, надо вспомнить следующее:
а) что такое обособленное определение;
б) что такое причастный оборот.
Обособляться могут не только причастные обороты (т.е. причастия с зависимыми словами), но и определения, выраженные прилагательными (с зависимыми словами или без них). Рассмотрим предложение. Запятая, обозначенная цифрой 1, "открывает" открывает причастный оборот. Следующая ваша задача - найти его конец. Попробуем представить подчинение (зависимость) слов в предложении относительно главного слова - причастия написанную
написанную
(чем?)

стихами
(какими?)         (какими?)         (какими?)

лёгкими           занятными           интересными
                                                         (кому?)     (кому?)

                                                         взрослому          ребёнку

     Таким образом, причастный оборот, начатый словом написанную, заканчивается словом ребёнку. Конечно, не всегда так удачно причастный оборот начинается первым в нём словом и заканчивается последним. Самое главное - собрать всё "гнездо" причастного оборота.
Ответ: 1,6.

В10 Среди предложений 7-11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

Комментарий
   Вставная конструкция - это разновидность вводных единиц, которая содержит добавочное замечание или пояснение. Вставная конструкция обычно выделяется скобками, реже - тире. Поэтому особого труда не составит найти такое предложение. Вот оно: Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие,  старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, , жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
Ответ: 8. 

В11 Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Комментарий
     Об обособленных определениях мы говорили в комментариях к заданию В5. Вопрос состоит теперь в том, как распознать однородные и неоднородные определения. Напомним, что однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: цвету, форме, размеру и т.д., а неоднородные - с разных сторон. В задании не сказано, какие именно определения - согласованные или несогласованные надо рассматривать , поэтому рассматривайте все варианты. Обособленные однородные определения есть в предложении 8:  Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие,  старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, , жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся. 
Ответ: 8 






Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

1 комментарий:

  1. Ольга Александровна! Спасибо за подробный разбор заданий. Думаю, дети обязательно учтут все параметры, предлагаемые Вами.
    Маргарита Антоновна

    ОтветитьУдалить