Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 19 февраля 2011 г.

Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему

Познакомьтесь со следующими сочинениями-рассуждениями на лингвистическую тему.





ЗАЧЕМ НУЖНА ОРФОГРАФИЯ?
     Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: "И зачем нужна эта орфография? Ведь и без неё слова понятны!" Оказывается, не всегда.
     Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал Значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение5) можно написать так, как мы его слышим: "пара". А зелёный луг (предложение 11) вдруг превратится в грозное оружие - лук. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее запомним их написание.
     Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правили для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!


РОЛЬ АРХАИЧНЫХ СЛОВ В РЕЧИ
     В художественной или публицистической речи устаревшие слова бывают просто необходимы.
     Во-первых, архаизмы используются для воссоздания исторического колорита эпохи, для придания речи торжественности, патетической взволнованности (например, в нашем тексте это слова "манускрипт", "облик", "созидается", "будучи"). Во-вторых, архаизмы могут создавать иронический и комический эффект (обычно в баснях, фельетонах, памфлетах). Использование же таких слов в тексте В.Лакшина настраеивает нас на серьёзный разговор, подчёркивает важность того, о чём ведётся беседа.
     Всем известен биологический закон о том, что природный баланс на Земле поддерживается многообразием видов жизни. Так и в языке: чем больше видов слов в нём, тем устойчивее его положение. Сергей, не стоит пренебрегать богатством нашей речи!


ЗАЧЕМ В РЕЧИ НУЖНЫ СРАВНЕНИЯ?
     В речи сравнения, безусловно, нужны, ведь это особое средство выразительности.
     С их помощью писатель пытается донести до нас всевозможные свойства описываемого предмета: "Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса из деревьев..." Сравнения придают речи образность, облегчают её восприятие. Шкловский в тексте "В дорогу зовущие" сравнивает библиотеки с лабораториями. Тем самым подчёркивается мысль о важности той духовной работы, которую делает библиотека.
     Таким образом, с помощью сравнений выявляются важные качественные характеристики описываемого предмета. Сравнения в речи нужны!


Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

2 комментария: