Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 6 октября 2011 г.

ЕГЭ. А5

   Задание А5 проверяет уровень владения синтаксическими нормами, то есть нормами построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.
   Самыми распространёнными ошибками являются:
  • нарушение управления и согласования в словосочетаниях (описывать о происшествии);
  • нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого (подавляющее большинство населения пришли на избирательные участки);
  • нарушение норм построения предложения с однородными членами, когда они употребляются с разными союзами (читал и уделял много внимания книгам).
   Помните!
   Нельзя ставить определяемое слово внутри причастного оборота: лежащая книга на столе.
   Кроме того, причастия имеют только прошедшее и настоящее время. Будущего времени у них нет, поэтому нельзя образовать причастие от глаголов совершенного вида. В этом случае причастный оборот заменяют придаточным определительным предложением.
   Рассмотрим несколько примеров.
   1. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
   Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в единственном числе и дательном падеже. Верной будет фраза: одному из героев, ищущему смысл жизни.

   2. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
   В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным, следовательно, верным будет вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

   3. Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога.
   В данном предложении нарушены нормы управления. У двух сказуемых хотел вникнуть и познать имеется общее зависимое слово, но каждый из сказуемых требует своего дополнения. Это пример речевой недостаточности. При сказуемом хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом своё зависимое дополнение (существительное), а при втором - своё зависимое дополнение (местоимение): Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

   4. Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.
   Это предложение содержит ошибку в управлении. Этот вид связи предполагает правильный выбор падежной формы (с предлогом или без него). правильно сказать: указал на то, что. То есть при этом глаголе употребляется винительный падеж существительного с предлогом на.

   5. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.
   В этом предложении наблюдается нарушение норм координации подлежащего и сказуемого. Подлежащее кресло-качалка - сложное существительное, род которого определяется по главному слову (кресло - средний род). Следовательно, оба сказуемых должны согласовываться с подлежащим в роде, то есть быть в форме среднего рода. В предложенном же варианте одно из сказуемых стоит в женском роде (отремонтирована). Для устранения ошибки согласуем однородные сказуемые с подлежащим, поставив их в средний род:Кресло-качалка отремонтировано и торжественно выставлено на середину террасы.




Источник: Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ - М.: Издательство " Экзамен", 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий