Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 20 апреля 2012 г.

ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №2

I.Прочитайте внимательно текст.
    (1)Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов.
(2)А когда туристы возроптали: "Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте,- японцы вежливо возразили и показали программу. (3)В ней было написано: с 9 до 11.30 - любование.
        (4)Так вот - любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)
Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, - это одно. (7)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или водопад. (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками - всё это наполнит вас. очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда. 
  (10)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в лиловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берёз, - у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11)"Господи, - говорил я, - такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо". 
 (12)Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13)Любоваться. (14)Созерцать, исцеляя душу. (15)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут - не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16)Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17)Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она приносит радость.


( По В.Солоухину)


/ Текст взят из следующего источника: Егораева Г.Т. Государственная итоговая аттестация 9-й класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания /Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И.Козлова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010/
     II.Прочитайте внимательно задание С2.2

          С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она приносит радость».

       Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
            
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
            
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
             Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  
    III.Готовим рабочие материалы
1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Более подробно можно посмотреть на по адресу.
  2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 
   а)В первой части нужно выдвинуть тезис, т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она приносит радость" Автор говорит нам, читателям, о том, что только научившись "любоваться"(13), т.е. спокойно и внимательно созерцать прекрасное, мы сможем постичь величайшее таинство красоты, почувствовать приносимую ею "радость"(17), найти "глубокий духовный контакт"(17) с нею. 
  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Только пробыв на берегу моря несколько часов, можно почувствовать запах моря, увидеть его волнующую игру красок(9). Только "не думая о времени", можно рассмотреть ландыши "в лиловом сумраке", "закатное небо с красивыми облаками", "ночную фиалку среди берёз"(10).    Это вторая часть нашего сочинения, т.е. аргументы.
  в) Любование является не только предметом постижения красоты, но и предметом исцеления души.Оно наполняет нас, очищает, облагораживает."Любование" - "в этом весь секрет постижения красоты"(5). Таков вывод.

      III.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения
    Предлагаю Вашему вниманию сочинение-рассуждение по данному тексту.


          "Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она приносит радость". Как я понимаю эту фразу? Нельзя постичь красоту на бегу, в движении. Нужно остановиться, но не мгновение, а на час, на "несколько часов", на "несколько дней"(7). Именно так мы можем постичь величайшее таинство красоты, почувствовать приносимую ею "радость"(17), найти "глубокий духовный контакт"(17) с нею. 
          Отправимся на берег моря и пробудем здесь продолжительное время. Чувствуете его запах? Видите волнующую игру его красок(9)? Только "не думая о времени", можно рассмотреть ландыши "в лиловом сумраке", "закатное небо с красивыми облаками", "ночную фиалку среди берёз"(10). Ведь только в состоянии покоя человек в силах соприкоснуться душой с миром красоты, который его окружает и которого он в повседневной суете не замечает.
         Следовательно,
"любование" - "секрет постижения красоты" (5). Неторопливое созерцание является не только предметом "постижения" прекрасного, но и предметом исцеления души: она обновляется, очищается, облагораживается.


    V.Анализ написанного сочинения-рассуждения
     Для проверки написанного нами сочинения обратимся к критериям оценки сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. 



Похожие статьи 

Комментариев нет:

Отправить комментарий