Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 12 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №38 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Для меня музыка  –  это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
   (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...
   –  (9)Представляешь?  –  рассказывал дядя Женя.  –  (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
   (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов    зачем нам с Китом слова?
   –  (15)Андрюха, решено!  –  вскричал дядя Женя.  –  (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
   (18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение  –  всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
   (21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
   (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.
   (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
   –  (25)Ты не подходишь,  –  сказали мне.  –  (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
   «(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!»  –  всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
   –  (32)У меня нет слуха,  –  говорю.  –  (33)Я не подхожу.
   –  (34)Слух  –  ничто,  –  сказал дядя Женя с презрением.  –     (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз  –  это состояние души.
   (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит.    (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит  –  гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух.    (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
   (44)И песня пошла...
(По М. Москвиной)*

* Москвина Марина Львовна (род. в 1954 г.)  –  современная писательница, журналистка, радиоведущая. За книгу «Моя собака любит джаз» была награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена.

2. Выполняем задания

1.Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЖЕНЯ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
б) В слове ВСЁ первый звук  –  [ф].
в) В слове ТИКАНЬЕ количество букв и звуков совпадает.
г) В слове ЭТО два слога.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улетучиться» (предложение 23).
а) стать лёгким
б) усилиться
в) измениться
г) исчезнуть
3. Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово БУШЕВАЛО (предложение 22).
а) выплёскивалось
б) свирепствовало
в) рвалось
г) бурлило
5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (3) Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (5) А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
б)  (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (24) В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
в) –  (25) Ты    не     подходишь,    –    сказали    мне.  –  (26)  Слуха нет.
г)  (42) Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему дядя называет героя-рассказчика  не Андреем, а Андрюхой?»
Это говорит …
а) о грубых, резких отношениях между родственниками.
б) о стремлении дяди общаться с племянником покровительственно.
в) о том, что дядя хочет подчеркнуть общность их с племянником интересов, их товарищеские отношения.
г) о том, что дядя и племянник почти ровесники и люди, входящие в одну и ту же компанию любителей джаза.
7. Среди предложений 1–8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
8. Замените словосочетание «гудок парохода» (предложение 41), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 17.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.
11. Среди предложений 11–17 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 38 – 42 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 21 – 26 найдите предложение с обособленным  обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
14. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?
а) решено
б) конечно
в) интересное
г) варёную
15. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
а) извлёк
б) отбывал
в) вспомнил
г) рассказывал
16. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а) повторить
б) положив
в) умер
г) творил
17. Из предложений 22 – 24 выпишите глагол, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс заменяется на -У-, то пишется -ОВА/-ЕВА».
18. Из предложений 41 – 43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
19. Из предложений 2 – 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
20. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
б) Я люблю джаз, как дядя Женя.
в) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
г) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
21. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
а) (5) А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
б) (13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает.
в) (21) Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
г) (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
22. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику представляется, что джазовая музыка – музыка про него и его собаку?»
а) Герой-рассказчик не умеет по-настоящему понимать музыку и слышит в ней не то, что есть на самом деле.
б) Герой-рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни.
в) Герой-рассказчик сам играет на гитаре, исполняя известные джазовые композиции вместе со своей собакой.
г) Герой-рассказчик любит джаз и обучает свою собаку джазовым ритмам.
23. Как дядя Женя относится к джазу?
а) Дядя Женя именно в джазе видит самые большие возможности для самовыражения человека.
б) Дяде Жене нравится не музыка, а атмосфера джазовых концертов, на которых можно свистеть и кричать.
в) Дяде Жене нравится джаз потому, что его племянник тоже увлекается этим направлением в музыке.
г) Дядя Женя считает джаз музыкой для людей, не обладающих слухом.
24. Как характеризует Кита информация, заключённая в предложениях 20 – 30?
а) Кит  –  необыкновенный пёс, обладающий подлинной любовью к джазовой музыке.
б) Кит  –  уникальный пёс, наделённый поразительным чувством ритма.
в) Кит  –  чуткий и очень преданный хозяину пёс, готовый делить с ним все его затеи.
г) Кит  –  прекрасно выдрессированный пёс, умеющий хорошо петь.
25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Положив трубку,(1) я извлёк из гитары квакающий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек,(2) а Кит  –  гудок паровоза и гудок парохода. Он знал,(3) как поднять мой ослабевший дух.
А я вспомнил,(4) до чего был жуткий мороз,(5) когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
26. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
–  Андрюха,(1) решено!  –  вскричал дядя Женя.  –  Учись джазу! 3десь,(2)
в Доме культуры,(3) есть такая студия.
Джаз,(4) конечно,(5) это здорово,(6) но вот загвоздка: я не могу петь один.
27. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Слух  –  ничто,(1)  –  сказал дядя Женя с презрением.  –  Подумаешь,(2) ты не можешь повторить чужую мелодию. Ты поёшь,(3) как никто никогда до тебя не пел.
28. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Конечно,(1) джаз  –  это здорово,(2) но вот загвоздка: я не могу петь один. Только с Китом. Для Кита пение  –  всё,(3) поэтому я взял его с собой на прослушивание.
29. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
–  Ты не подходишь,(1)  –  сказали мне.  –  Слуха нет.
Кит чуть не умер от радости,(2) когда я вышел.
«Ну?!! Джаз? Да?!!»  –  всем своим видом говорил он,(3) и хвост его отбивал ритм по тротуару. 


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий