Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 14 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант № 39 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену.   (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта.   (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома.
(5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда  –  с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
   (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
   –  (12)Пап, ну скажи ей,  –  громко пожаловалась Оксана.  –  (13)Чего она мне нервы мотает?
   –  (14)Как ты разговариваешь с матерью?  –  одёрнул Корольков.
   –  (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
   –  (19)Что значит «ляпнет»?
   –  (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
   –  (24)Довольно-таки противно тебя слушать,  –  объявил Корольков.  –  (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
   –  (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет.   (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
   (29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи,  –  пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день.    (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.
   (37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос  –  тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке.   (40)Впереди праздник, и жизнь  –  как праздник.
(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.)  –  современный русский прозаик и сценарист.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «новенькое» (предложение 29).
а) небывалое
б) молодое
в) незнакомое
г) изменившееся       
 
2. Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Среди предложений 6–11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
4. Замените словосочетание «в детском лагере» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Среди предложений 6 – 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 5–8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «неполнота действия»?
а) приводила
б) приготовления
в) приподнимала
г) потратила
10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) унижая
б) зажигаются
в) извини
г) грядут
11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
а) ванной
б) именно
в) длинной
г) пущенная
12. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
б) (36) А осложнения, как он понимал, грядут.
в) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
г) (40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
13. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Корольков сам не вмешался в конфликт жены и дочери?»
а) Корольков не понимал сути конфликта.
б) Корольков понимал, что в конфликте виноваты обе стороны.
в) Корольков понимал, что в конфликте виновата мать.
г) Корольков любил дочь и потакал ей во всём.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Слов не было слышно,(1) но Корольков улавливал смысл конфликта. Конфликт состоял в том,(2) что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью,(3) а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, (4) которые не только не сидят за столом,(5) но даже уходят из дома.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи».
  Пап,(5) ну скажи ей,(6)    громко пожаловалась Оксана.    Чего она мне нервы мотает?
16.Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПОСЕЯЛИ четыре слога.
б) В слове ВПЕРЕДИ буква В обозначает звук [ф].
в) В слове ЛИЧИКО все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.
г) В слове ПРАЗДНИК звуков меньше, чем букв.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий