Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 6 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №70 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось  –  28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.
   (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
   (8)По одну сторону дорожки  –  кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями  –  обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
   (13)Там, где разрослись кусты калины,    тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке    самодельные качели.
   (17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.
   (20)Налево от дорожки  –  огород. (21)Вернее, это был сад-огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка.
   (24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?     (27)Конечно, дом  –  это воспоминание. (28)Это  –  детство.
   (29)Теперь дом сломали  –  детство кончилось…
   (30)Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
(По Л. Бахревскому)*

*Бахрéвский Леонид Владиславович  –  современный детский и юношеский писатель,  автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них  –  «Избранник», «Пелé».

2. Выполняем задания 

1.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «(в) яви» (предложение 26).
а) вначале
б) в реальности
в) по случайности
г) открыто
 
2. Замените разговорное слово «кинулись» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «шиферные вигвамы» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
5. Среди предложений 10 – 14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 25 – 29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 14 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 13 – 14 выпишите слово, в котором правописание  приставки не зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.
12. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полной форме страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
а) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
б) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
в) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
г) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
14. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик много лет спустя помнит «самые мелкие детали» жизни в родном доме?»
а) (1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2) Даже число запомнилось  –  28 июля.
б) (4) Я прошёлся по комнатам, вышел во двор.
в) (6) Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду.
г) (24) Как счастливо жили мы в этом доме!
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Кур,(1) правда,(2) тут давно нет. При игре в прятки это было самым укромным местом,(3) а вечером туда вообще заходить боялись.
Налево от дорожки  –  огород. Вернее,(4) это был сад-огород.
16. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанных сочинительной связью.
Ещё недавно наша улица была деревянной,(1) а теперь от неё осталось два домика,(2) окружённых девятиэтажными коробками.
Я прошёлся по комнатам,(3) вышел во двор. От крыльца до сарая тянется дорожка,(4) по которой я сделал первые в жизни шаги.
17. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
По одну сторону дорожки  –  кусты калины,(1) которые были для нас тёмными зарослями  –  обителью диких ирокезов. А на другом конце,(2) у сараев,(3) стояли шиферные вигвамы могикан. Когда-то тут была большая рябина,(4) но она подгнила и упала. Мы обедали на кухне,(5) как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
18. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 6: «Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду»?
а) (1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом.
б) (5) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
в) (7) Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
г) (9) А на другом конце, у сараев, стояли два шиферных вигвама могикан.
19. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему для рассказчика воспоминания о доме  —  это воспоминания о детстве?
б) Помнит ли брат рассказчика о данном им обещании?
в) Как был устроен двор, в котором прошло детство рассказчика?
г) Всегда ли ощущение счастья связано с какими-либо значительными, из ряда вон выходящими событиями?
20. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях 6 — 9?
а) В детстве рассказчик, как и многие мальчишки того времени, увлекался спортом, особенно футболом, и любил фантазировать, играя в индейцев.
б) В детстве рассказчик был отличным футболистом и победителем школьных олимпиад.
в) Рассказчик  —  человек изучающий жизнь и быт разных индейских племён.
г) Рассказчик    человек высокой эрудиции и одновременно добившийся высоких результатов спортсмен.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

1 комментарий: