Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 12 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №76 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. (2)Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. (3)Читая, он приближал бумагу к лицу и, как бы сам с собою разговаривая, поднимал указательный палец: (4)«Чудо! (5)Дивно! (6)Только русской поэзии этакое дано!»
   (7)«Ну, такого-то мы быстро слопаем!»  –  решил мой разбойный пятый «Б» класс.
   (8)Однако не тут-то было! (9)На уроке литературы учитель садился напротив нас и заставлял читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». (10)Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: (11)«Недоросль! (12)Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
   (13)Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядел на часы, потом махнул рукой: (14)«Диктант напишем завтра».
   (15)Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. (16)Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.
   (17)Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. (18)Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять  –  пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.
   (19)Очень полюбили мы самостоятельную работу  –  не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим. (20)Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно вошёл в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. (21)Класс заскрипел ручками.
   (22)Около месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом, однако, опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже не простудился. (23)Я и назвал своё школьное сочинение «Жив».
   (24)Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. (25)С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. (26)Наконец работы были проверены, и Игнатий Дмитриевич принёс их в класс. (27)Многие из них учитель ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. (28)Кипа исписанных тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. (29)«Моя!» (30)Учитель взял её, бережно развернул  –  у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. (31)Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и, наконец, тихо молвил редкую и оттого, конечно, особенно дорогую похвалу: (32)«Молодец!»
   (33)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважение к слову, пробудил жажду творчества. 
(По В. Астафьеву)*

 *Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001)  –  русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы  –  военная и деревенская.

2. Выполняем задания 

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «большой» (предложение 16).
а) взрослый
б) выдающийся
в) высокий
г) толстый
2. Замените разговорное слово «замаячили» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «без церемоний бросал» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 14.
5. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 28 – 32 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 13 – 17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложения 22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
12. Из предложений 26 – 30 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
б) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
в) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.
г) Очень полюбили мы самостоятельную работу  –  не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор считает, что Игнатий Дмитриевич  –  замечательный человек?»
а) Игнатий Дмитриевич поразил учеников тем, что был чрезмерно близоруким.
б) Игнатий Дмитриевич ставил отличные оценки за поведение «даже отпетым озорникам и лентяям».
в) Игнатий Дмитриевич был поэтом.
г) Игнатий Дмитриевич сумел пробудить в детях любовь к родному языку и интерес к литературе.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Прочитав вслух моё сочинение,(1) Игнатий Дмитриевич поднял меня с места,(2) долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого,(3) конечно,(4) особенно дорогую похвалу: «Молодец!»
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Замечательный человек,(1) встретившийся мне,(2) был Игнатий Дмитриевич Рождественский,(3) сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу,(4) и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью.
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и,(1) когда наступила перемена,(2) изумлённо поглядел на часы,(3) потом махнул рукой: «Диктант напишем завтра».


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий