Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 14 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №77 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау1 успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения  –  математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.
   (3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. (6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он  –  странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.
   (8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. (9)Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.
   (12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими знаками.
   (16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича  –  взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
   –  (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.
   (22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал, куда деваться.
   (24)С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.
   (25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное  –  та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.
   (27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.
(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга  –  «Красное и чёрное» Стендаля. (31)Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего  –  не просто сильный характер, а достойная цель.    (34)Для него эта цель  –  наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.
   (36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работу, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа  –  основа жизни.
   (39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:
   –  (42)Тебе надо почитать Гоголя. (43)Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастать будущими успехами.

1Лев Давидович Ландау  –  выдающийся советский физик-теоретик, академик, лауреат Нобелевской премии.
(По М. Бессараб)*

*Бессараб Майя Яковлевна (род. в 1925 г.)  –  русская писательница, прозаик, переводчик. Собственные воспоминания и воспоминания учеников академика легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угнетало» (предложение 4).
а) ограничивало чью-либо свободу
б) вызывало мрачные, тяжёлые мысли
в) задерживало, тормозило
г) эксплуатировало
2. Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «знал прекрасно» (предложение 9), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 42.
5. Среди предложений 36 – 43 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 24 – 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложений 18 – 19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложения 26 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С»
12. Из предложений 16 – 17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
б) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
в) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
г) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ландау постоянно работал над собой?»
а) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете.
б) Ландау стремился завоевать уважение профессора Лукина и однокурсников.
в) Ландау не умел чётко организовать свою учёбу и работу.
г) Ландау считал, что ему нужно воспитать в себе сильный характер.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был превосходным. Ходили,(1) однако,(2) слухи,(3) что на экзаменах он отличался свирепостью. Студенты заранее боялись сессии,(4) поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Загорелся спор,(1) и неожиданно студенты поняли,(2) что прав Ландау! Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное,(3) у Петра Петровича  –  взволнованное и несколько обескураженное. Ландау написал вывод и положил мел. Лукин улыбнулся и,(4) наклонив голову,(5) громко сказал:
–  Поздравляю,(6) молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В 1922 году,(1) когда ему было 14 лет,(2) Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения  –  математическое и естественное. Его очень интересовала химия,(3) но вскоре он ушёл с естественного отделения,(4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий