Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 27 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №90 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Когда я был школьником, я ходил в фотокружок. (2)Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.
   (3)Однако выдающихся успехов я как фотограф не добился. (4)Я не чувствовал света, не видел того, что видит обычный фотограф, казалось бы, в обычной ситуации. (5)Я не умел выбирать людей, которые на фотографиях были выразительными, а в жизни невидными. (6)Я тогда переживал ужасно. (7)Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя  —  Начальника, как мы его называли.
   —  (8)Вот скажи, зачем ты фотографировал этот грузовик?  —  спрашивал он меня, рассматривая мои снимки.
   —  (9)Грузовик мощный, страшный,  —  говорил я печально.
   —  (10)Ты же не грузовик должен снимать, а делать фотографию,    почти отчаянно говорил Начальник.    (11)Грузовик, который мимо тебя ехал, был большой, мощный и страшный. (12)Так?! (13)А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно. (14)Ничего не видно! (15)А должно чувствоваться, что ты хотел сказать, какие переживания передать.
   (16)В другой раз, глядя на мой снимок, он говорил:
   —  (17)В жизни композиции нет, а в пейзаже композиция есть. (18) Ты не жизнь фотографируешь, а делаешь фотографию, а она живёт по другим законам.  —  (19)А главное, что на чужих фотографиях ты всё видишь, вкус-то у тебя есть. (20)А сам?!
   (21)В общем, как фотограф я не состоялся, но постоянно ходил в кружок, уже даже не пытаясь фотографировать. (22)У меня появилось моё особенное место в жизни фотокружка: я стал там признанным экспертом и критиком.
   —  (23)Потрудись найти слова и объяснить мне, что ты нашёл в этой фотографии,  —  горячился Начальник.
   (24)И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек. (25)Я чувствовал, как это сложно. (26)И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. (27)А Начальник слушал. (28) Меня в первый раз так слушали.
(По Е. Гришковцу)

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нашёл»  (предложение 23).
а) разыскал
б) определил как достоинство
в) зафиксировал
г) случайно натолкнулся
2. Замените слово НЕВИДНЫМИ в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
3. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление?
а) (2) Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.
б) (7) Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя  —  Начальника, как мы его называли.
в) (13) А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно.
г) (17) В жизни композиции нет, а в пейзаже композиция есть.
4. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, как и все кружковцы, называет руководителя не по имени-отчеству, а по прозвищу  —  Начальник?»
Такая форма именования говорит …
а) о том, что руководитель требовал от кружковцев безоговорочного подчинения.
б) об очень высоком служебном положении героя.
в) о том, что руководитель пользовался большим авторитетом среди кружковцев.
г) о подобострастном отношении рассказчика к герою.
5. Среди предложений 8 — 10  найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  
6. Среди предложений 21 — 25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
9. Среди предложений 10 — 14  найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
10. Замените словосочетание ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ (предложение 26), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
11. Среди предложений 5 — 8  найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
12. Из предложений 21 — 22  выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полной формы страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
13. Из предложений 5 — 6  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
14. Из предложений 1 — 2  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: «И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек».
а) эпитет
б) сравнение
в) гипербола
г) лексика разговорного стиля
16. Как относился к неудачам автора-рассказчика руководитель кружка?
а) Руководитель кружка часто раздражался из-за того, что автор-рассказчик пренебрегал законами фотографии.
б) Руководитель кружка при любой возможности подчёркивал своё превосходство над автором-рассказчиком.
в) Руководитель кружка был искренне огорчён неудачами автора-рассказчика и старался ему помочь.
г) Руководитель кружка относился к автору-рассказчику жёстко и сурово, безжалостно критикуя его работы.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему можно сказать, что автор-рассказчик «как фотограф… не состоялся»?»
а) Автору-рассказчику не удавалось на художественных фотоснимках передать свои чувства и настроения.
б) Автор-рассказчик не понимал, что такое художественная фотография и какими качествами она должна обладать.
в) Автора-рассказчика не привлекала техническая сторона фотографирования и обработки фотоснимков.
г) Автор-рассказчик не обладал художественным вкусом, и ему часто изменяло чувство меры.
18. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 6  —  7?
а) Автор-рассказчик  —  человек, который полностью зависит от мнения вышестоящих людей, в частности руководителя кружка.
б) Автор-рассказчик  —  требовательный к себе человек, который дорожит мнением настоящего профессионала.
в) Автор-рассказчик  —  мнительный человек, способный переживать и мучиться из-за любых пустяков.
г) Автор-рассказчик  —  человек, равнодушный к творчеству, но честолюбивый.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
 Я не чувствовал света,(1) не видел того,(2) что видит обычный фотограф,(3) казалось бы,(4) в обычной ситуации. Я не умел выбирать людей,(5) которые на фотографиях были выразительными,(6) а в жизни невидными.
20. В  приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста   пронумерованы   все   запятые.   Выпишите   цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
—  А главное,(1) что на чужих фотографиях ты всё видишь,(2) вкус-то у тебя есть. А сам?!.
В общем,(3)  как фотограф я не состоялся,(4) но постоянно ходил в кружок,(5) уже даже не пытаясь фотографировать.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
В другой раз,(1) глядя на мой снимок,(2) он говорил:
  В жизни композиции нет,(3) а в пейзаже композиция есть. Ты не жизнь    фотографируешь,(4) а делаешь фотографию,(5) а она живёт по другим законам.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий