1. Очень внимательно читаем текст
(1)Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике, и день
начинается с ощущения
враждебности окружающего. (2) Мать отдёргивает штору, распахивает
окно, затопив комнату светом, блеском и свежестью майского
утра. (3) Веселее, однако, от этого не
делается: всякому понятно, что
показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
(4)Стрелки
часов неумолимо приближаются к восьми, а Ника,
обиженная на весь свет, ещё пьёт
свой чай.
– (5)Ну,
всё, – говорит отец
и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
– (6)Давай, Вероника, поехали…
– (7)Беги,
– строго говорит мать,
втайне любуясь дочерью.
– (8) Ничего не забыла?
– (9)Мамуль, я, кажется, не маленькая...
– (10)Ты можешь поторопиться? –
раздражённо кричит с площадки отец.
– (11)Каждое утро одно и то же!
(12)Ника
с обиженным видом спускается за ним и садится в машину. (13)Подавив вздох, косится на отца, на его руки, уверенно
лежащие на руле. (14)Вот уж
кого, безусловно, не тревожат мысли о
несовершенстве мироздания!
(15)Странно:
вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком
у этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей –
позор, серьёзной любви в
школьном возрасте быть не
может, человек без высшего
образования – не человек…
(18)Отец в это же время посматривает
вправо – на
надменный девчоночий профиль в
обрамлении тёмных волос: (19)« Сидит,
молчит, о чём-то думает... (20)А
о чём –
поди узнай...»
– (21)Пап, а бывают женщины-академики? –
вдруг спрашивает Ника.
– (22)А почему не бывает, у нас женщины
равноправны.
– (23)Ну,
это уж вообще... (24)Всю жизнь
учиться! (25)Я думаю, это они от недостатка личной жизни.
– (26)Что-что?
– (27)Я читала про Елизавету Английскую, –
уверенно объясняет она, – ту, раньше,
при Марии Стюарт. (28)У
неё было неблагополучно с личной
жизнью, и поэтому она всю энергию
вкладывала в государственные дела, в политику...
(29)На
это у отца просто не находится что
сказать. (30)«Какая, однако, взрослая
девица», – удивляется и одновременно радуется он.
(31)Но время ежеутреннего контакта
с дочерью истекает, они приехали.
(32)А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины,
продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. (33)Твёрдо она уверена
лишь в том, что жизнь к ней немилостива и
двойка по физике
ей сегодня обеспечена.
(По Ю. Слепухину)*
*Слепухин Юрий Григорьевич –
русский советский писатель, публицист. Автор 10 романов, 3 повестей,
множества публицистических статей, писем. Романы о войне основаны на личных впечатлениях.
В послевоенное время писал о семейных проблемах, о сложностях человеческих
отношений, о трудностях взросления (романы «Киммерийское лето», «Южный крест» и
другие).
2. Выполняем задания
1.В
каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте
содержанию первого?
а) (1) Проснувшись, Ника сразу
вспоминает о невыученной физике, и день начинается с ощущения враждебности
окружающего. (2) Мать отдёргивает штору, распахивает окно,
затопив комнату светом, блеском и свежестью майского утра.
б) – (8) Ничего не забыла?
–
(9) Мамуль, я, кажется, не маленькая...
в) – (21) Пап, а бывают женщины-академики? –
вдруг спрашивает Ника.
–
(22) А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
г) (31) Но время ежеутреннего
контакта с дочерью истекает, они приехали. (32) А Ника, простившись с отцом и
выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.
2.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Ника, обращаясь к
родителям, называет их «мамуль» и «пап», а не «мама» и «папа» (предложения 9,
21)?»
Такая
форма обращения говорит …
а) о тёплых и непринуждённых
отношениях между Никой и родителями.
б) о том, что дочь обижена на
родителей и не расположена с ними всерьёз разговаривать.
в) о том, что дочь считает себя
взрослой и общается с родителями снисходительно.
г) о неискренних, натянутых
отношениях между дочерью и родителями.
3. Замените просторечное слово ПОДИ в предложении 20 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово МИРОЗДАНИЯ (предложение 14).
а) населения земного шара
а) населения земного шара
б) устройства мира
в) происхождения Земли
г) создания Вселенной
5.
Среди предложений 31 – 33 найдите
сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого
предложения.
6.
Среди предложений 15 – 19 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Среди предложений 5 – 9 найдите
предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8.
Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Напишите ответ цифрой.
9.
Выпишите грамматическую основу
предложения 9.
10.
Замените словосочетание МАЙСКОГО УТРА
в предложении 2, построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11.
Среди предложений 27 – 31 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этоих предложений.
12.
Из предложений 31 – 33 выпишите
слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий
прошедшего времени.
13.
Из предложения 31 выпишите
слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
14.
Из предложений 15 – 16 выпишите образованное
приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставки
зависит от суффикса.
15.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является
фразеологизм?
а) – (5) Ну, всё,
– говорит отец и, собрав бумаги,
щёлкает замками «дипломата».
б) (12) Ника с обиженным видом
спускается за ним и садится в машину.
в) (16) Слишком у этих взрослых
всё разложено по полочкам.
г) (30) «Какая, однако, взрослая
девица», – удивляется и одновременно радуется он.
16.
Как отец относится к Нике?
а) Отец слишком строг с Никой и
часто понапрасну кричит на неё.
б) Отцу хочется лучше понять
дочь, но он не знает, как это сделать.
в) Отец лишь формально выполняет
свой родительский долг перед дочерью, не вникая в её проблемы.
г) Отец привык относиться к
дочери как к ребёнку и не хочет замечать, что она уже повзрослела.
17.
Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 21 – 28?
а) Ника ленива, нелюбопытна и не
стремится узнать что-либо новое о мире и жизни.
а) Ника –
уверенный в себе человек, для неё не существует нерешённых вопросов.
б) Ника –
пытливый человек, она многое обдумывает и старается понять в жизни.
в) Ника поверхностна,
легкомысленна и интересуется только личной жизнью знаменитостей.
18.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Нике «сущность
мироздания» представляется мрачной?»
а) Ника рискует опоздать в школу,
и настроение у неё невесёлое.
б) Ника считает, что родительская
опека –
это то, что мешает жизни быть великолепной.
в) Нике предстоит всю жизнь
учиться, и это ей не нравится.
г) Ника считает, что ей не с кем
из взрослых разделить свои неудачи, заботы и сомнения.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Веселее,(1) однако,(2) от этого не
делается: всякому понятно,(3) что
показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
Стрелки часов неумолимо
приближаются к восьми, (4) а Ника,(5)
обиженная на весь свет,(6) ещё
пьёт свой чай.
20.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого
предложения.
Проснувшись,(1) Ника сразу вспоминает о невыученной физике,(2) и день
начинается с ощущения
враждебности окружающего. Мать
отдёргивает штору,(3) распахивает окно,(4)
затопив комнату светом,(5)
блеском и свежестью майского утра.
21.
В
приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Подавив вздох,(1) косится на отца,(2) на его руки,(3) уверенно
лежащие на руле. Вот уж
кого,(4) безусловно,(5) не тревожат мысли о несовершенстве мироздания!
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий