Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 28 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №91 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Проснувшись,  Ника сразу вспоминает о  невыученной физике,  и день  начинается с  ощущения враждебности  окружающего.  (2) Мать отдёргивает штору, распахивает окно,  затопив  комнату светом, блеском и свежестью майского утра.  (3) Веселее, однако, от  этого не  делается: всякому понятно,  что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
   (4)Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, а Ника,  обиженная на весь свет,  ещё пьёт свой чай.
   –  (5)Ну,  всё,   –   говорит отец  и,  собрав бумаги,  щёлкает замками  «дипломата».   –   (6)Давай, Вероника, поехали…
   –  (7)Беги,   –  строго  говорит мать,  втайне любуясь дочерью.
   –  (8) Ничего не забыла?
   –  (9)Мамуль, я, кажется, не маленькая...
   –  (10)Ты можешь поторопиться?  –  раздражённо кричит с площадки отец.  –  (11)Каждое утро одно и то же!
   (12)Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину. (13)Подавив вздох,  косится на отца, на его руки, уверенно лежащие на  руле.  (14)Вот уж  кого, безусловно, не тревожат мысли о  несовершенстве мироздания!
   (15)Странно: вокруг так много взрослых,  а  поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей  –   позор,  серьёзной любви  в  школьном возрасте быть  не может,  человек без высшего образования  –  не человек…
   (18)Отец  в это же время   посматривает  вправо   –   на  надменный девчоночий профиль в  обрамлении тёмных  волос:  (19)« Сидит,  молчит,  о чём-то думает... (20)А о чём  –  поди узнай...»
   –  (21)Пап, а бывают женщины-академики?  –  вдруг спрашивает Ника.
   –  (22)А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
   –  (23)Ну,  это уж вообще...  (24)Всю жизнь учиться! (25)Я думаю, это они от недостатка личной жизни.
   –  (26)Что-что?
   –  (27)Я читала про Елизавету Английскую,  –  уверенно объясняет она,  –    ту, раньше,  при  Марии Стюарт.  (28)У  неё было неблагополучно с  личной жизнью,  и поэтому она всю энергию вкладывала в государственные дела, в политику...
   (29)На это у  отца просто не находится что сказать.  (30)«Какая, однако, взрослая девица»,  –  удивляется и одновременно радуется он. (31)Но  время ежеутреннего контакта с  дочерью истекает,  они приехали.
   (32)А  Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.  (33)Твёрдо она  уверена  лишь  в  том, что жизнь к ней немилостива и двойка  по  физике  ей  сегодня  обеспечена.

(По Ю. Слепухину)*

*Слепухин Юрий Григорьевич  –  русский советский писатель, публицист. Автор 10 романов, 3 повестей, множества публицистических статей, писем. Романы о войне основаны на личных впечатлениях. В послевоенное время писал о семейных проблемах, о сложностях человеческих отношений, о трудностях взросления (романы «Киммерийское лето», «Южный крест» и другие).

2. Выполняем задания

1.В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (1) Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике, и день начинается с ощущения   враждебности   окружающего. (2)  Мать отдёргивает штору, распахивает окно, затопив комнату светом, блеском и свежестью майского утра.
б) –  (8) Ничего не забыла?
    –  (9) Мамуль, я, кажется, не маленькая...
в) –  (21) Пап, а бывают женщины-академики?  –  вдруг спрашивает Ника.
    –  (22) А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
г) (31) Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали. (32) А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.          
2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Ника, обращаясь к родителям, называет их «мамуль» и «пап», а не «мама» и «папа» (предложения 9, 21)?»
Такая форма обращения говорит …
а) о тёплых и непринуждённых отношениях между Никой и родителями.
б) о том, что дочь обижена на родителей и не расположена с ними всерьёз разговаривать.
в) о том, что дочь считает себя взрослой и общается с родителями снисходительно.
г) о неискренних, натянутых отношениях между дочерью и родителями.
3. Замените просторечное слово ПОДИ в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.           
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово МИРОЗДАНИЯ (предложение 14).
а) населения земного шара
б) устройства мира
в) происхождения Земли
г) создания Вселенной 
5. Среди предложений 31 – 33 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.        
6. Среди предложений 15 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 5 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Напишите ответ цифрой.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
10. Замените словосочетание МАЙСКОГО УТРА в предложении 2, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Среди предложений 27 – 31 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этоих предложений.
12. Из предложений 31 – 33 выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
13. Из предложения 31 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
14. Из предложений 15 – 16  выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставки зависит от суффикса.
15. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
а) –  (5) Ну, всё,  –  говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
б) (12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину.
в) (16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
г) (30) «Какая, однако, взрослая девица»,  –  удивляется и одновременно радуется он.
16. Как  отец относится к Нике?
а) Отец слишком строг с Никой и часто понапрасну кричит на неё.
б) Отцу хочется лучше понять дочь, но он не знает, как это сделать.
в) Отец лишь формально выполняет свой родительский долг перед дочерью, не вникая в её проблемы.
г) Отец привык относиться к дочери как к ребёнку и не хочет замечать, что она уже повзрослела.
17. Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 21 – 28?
а) Ника ленива, нелюбопытна и не стремится узнать что-либо новое о мире и жизни.
а) Ника  –  уверенный в себе человек, для неё не существует нерешённых вопросов.
б) Ника  –  пытливый человек, она многое обдумывает и старается понять в жизни.
в) Ника поверхностна, легкомысленна и интересуется только личной жизнью знаменитостей.
18. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Нике «сущность мироздания» представляется мрачной?»
а) Ника рискует опоздать в школу, и настроение у неё невесёлое.
б) Ника считает, что родительская опека  –  это то, что мешает жизни быть великолепной.
в) Нике предстоит всю жизнь учиться, и это ей не нравится.
г) Ника считает, что ей не с кем из взрослых разделить свои неудачи, заботы и сомнения.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Веселее,(1) однако,(2) от  этого не  делается: всякому понятно,(3)  что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, (4) а Ника,(5)  обиженная на весь свет,(6)  ещё пьёт свой чай.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Проснувшись,(1)  Ника сразу вспоминает о  невыученной физике,(2)  и день  начинается с  ощущения враждебности  окружающего. Мать отдёргивает штору,(3) распахивает окно,(4)  затопив  комнату светом,(5) блеском и свежестью майского утра.
21. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Подавив вздох,(1)  косится на отца,(2) на его руки,(3) уверенно лежащие на  руле.  Вот уж  кого,(4) безусловно,(5) не тревожат мысли о  несовершенстве мироздания! 


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий