Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 29 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №92 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
   —  (2)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
   (3)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (4)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
   (5)Он хлопнул меня по плечу:
   —  (6)Да, молодёжь нынче любопытная. (7)С ней надо говорить, надо общаться!
   (8)Одна интересная дама повернулась ко мне:
   —  (9)Вот скажите мне, Ваня. (10)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (11)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (12)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
   —  (13)Это у них называется «балдеет»,  —  радостно сообщил один из гостей.
   —  (14)Дух противоречия,  —  убеждённо сказал другой.
   —  (15)А по-моему,  —  заявил подтянутый мужчина,  —  всё дело в избалованности. (16)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
   —  (17)О-о, это старая песня,  —  засмеялась дама.  —  (18)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (19)Глупо!
   —  (20)Наверное, глупо,  —  согласился подтянутый. (21)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
   (22)Семён Петрович решил переменить тему:
   —  (23)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
   —  (24)Прекрасно,  —  томно сказала пожилая дама.
   (25)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
   —  (26)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
   —  (27)Значит, «Соловья»?  —  спросила Катя.
   (28)Она мягко коснулась пальцами клавиш  —  нежно зазвучало вступление. (29)Катя запела тоненьким голоском:
   —  (30)Соловей мой, соловей,
         Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..
    —  (31)Что?  —  растерянно пробормотала мама.
   (32)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
   —  (33)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (34)К нам гости  —  тут я со своим «Соловьём»! (35)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!.. (36)Как вы считаете, ребята?
   (37)Оторопевшие «ребята» не могли вымолвить ни слова.
(По К. Шахназарову)

2. Выполняем задания

1. Замените слово НЫНЕШНИЕ в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.       
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено  содержанию первого?а) —  (2) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
    —  (6) Да, молодёжь нынче любопытная.
 б) (10) У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг.
      —  (13) Это у них называется «балдеет»,  —  радостно сообщил один из гостей.
 в) —  (15) А по-моему,  —  заявил подтянутый мужчина,  —  всё дело в избалованности.
     —  (17) О-о, это старая песня,  —  засмеялась дама.
 г) (28) Она мягко коснулась пальцами клавиш  —  нежно зазвучало вступление.
      —  (35) Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..   
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович, представляя героя-рассказчика гостям, называет его не Ваней, не Ванечкой, а Иваном?»
Такая форма имени говорит о…
а) стремлении Семёна Петровича показать своё уважение к герою-рассказчику.
б) том, что герой-рассказчик был взрослым человеком.
в) желании Семёна Петровича подчеркнуть своё покровительственное отношение к герою-рассказчику.
г) том, что герой-рассказчик был родственником Семёна Петровича и Кати.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «дух противоречия»  (предложение 14).
а) неприязнь
б) стремление делать иначе
в) самостоятельность в поступках
г) стремление отдыхать
5. Замените словосочетание РАДОСТНО СООБЩИЛ (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Среди предложений 1 — 4  найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 35.
8. Среди предложений 20 — 25  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
10. Среди предложений 33 — 37 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
11. Среди предложений 16 — 21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
12. Из предложений 27 — 29 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13. Из предложений 31 — 35 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько -Н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано».
14. Из предложений 15 — 16 выпишите наречие, в котором правописание приставки зависит от наличия определённого суффикса.
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
а) сравнительный оборот
б) метафора
в) слово разговорного стиля
г) фразеологизм
16. Как характеризует Семёна Петровича информация, заключённая в предложениях 23 — 26?
а) Семён Петрович подчёркнуто равнодушен к дочери и  потому не замечает её плохого настроения в этот вечер.
б) Семён Петрович любит похвалиться своими успехами и успехами своей дочери.
 в) Семён Петрович воспринимает свою дочь такой, какой она была ребёнком, и не замечает перемен в её характере.
г) Семён Петрович очень любит классическую музыку и предпочитает её любым, даже самым интересным разговорам.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Семён Петрович называет молодёжь «любопытной»?»
а) Молодые люди отличаются любопытством, интересом к окружающему миру и к жизни.
б) Семёну Петровичу интересна нынешняя молодёжь, так как он недостаточно понимает её.
в) Молодые люди часто проявляют излишнее любопытство, вникая в те проблемы, которые их не касаются.
г) Семён Петрович называет так молодёжь, стремясь задеть, обидеть молодых людей.
18. Чем выражено в тексте истинное отношение взрослых гостей к молодёжи?
а) Тем,  как  гости   восприняли  Ваню  (предложения   3 — 4)  .
б) Словами Семёна Петровича о том, что с молодёжью «надо говорить, надо общаться» (предложения 6 — 7)  .
в) Ответом дамы «подтянутому мужчине» (предложения 17 — 19)  .
г) Тем, что Ивану так и не дали возможности высказать собственное мнение (предложения 9 — 21).
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Семён Петрович повернулся к Кате,(1) не замечая её угрюмого взгляда:
—  Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского…
—  Значит,(3) «Соловья»?  —  спросила Катя.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко,(1) без трудностей.
—  О-о,(2) это старая песня,(3)   —  засмеялась дама.  —  Получается,(4) что если нам было тяжело,(5) то пусть и им будет так же?
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложносочинённого предложения.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2)  большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий