Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 30 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №93 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (2)Одета бедно, в кургузое пальтишко и тёплые, не по сезону ботинки; на голове  –  серый обтёрханный платок. (3)Неожиданно подхватывается:
   –  (4) Что, ещё не Рамень?
   (5)Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:
   –  (6)Вот враг!.. (7)Ну надо же!
   –  (8)Грибной дождик  –  чем он вам помешал?
   (9)Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней горожане, поясняет:
   –  (10)Для хлебов он теперь не нужон.  –  (11)И с мягкой укоризной, весело:  –  (12)Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..
   (13)Невысокая,  загорелая, морщинистая.  (14)Старенькая-старенькая    лет восьмидесяти, наверное, не меньше, но ещё довольно живая. (15)И руки заскорузлые, крепкие. (16)Во рту спереди торчат два жёлтых зуба.
   (17)Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
   (18)Сама она из-под Иркутска. (19)Сын погиб, а дочь умерла, и родных  –  никого. (20)Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется,  –  без билета. (21)И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...
   –  (22)Как же так, без билета? (23)И не ссадили?..  –  удивляются вокруг.  –  (24)А контроль-то был?
   –  (25)Два раза приходил. (26)А что контроль?..  –  слабо улыбается она.     –  (27)Контроль тоже ведь люди. (28)Кругом люди!..  –  убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет:  –  (29)Я ведь не так, я по делу...
   (30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...
   (31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться  –  уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна  –  вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
   (34)Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, охотно жамкает своими двумя зубами.
   (35)Меж тем за  окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
   (36)И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
   –  (37)Батюшки, красота-то какая!.. (38)Нет, вы поглядите...
(По В. Богомолову)*

*Богомолов Владимир Осипович  –  русский советский писатель, очеркист. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведённых на десятки языков произведений: романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого...»), повестей «Иван», «Зося» и многих рассказов.

 2. Выполняем задания

1.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик не называет имени героини?»
Это говорит о том, что…
а) рассказчик не успел познакомиться с попутчицей и узнать её имя.
б) рассказчику неловко назвать имя, поскольку он, создавая правдивый образ, безжалостно описал внешность героини.
в) автор-рассказчик создаёт образ, воплощающий определённый тип характера.
г) автор-рассказчик не считает возможным назвать имя старушки, ехавшей без билета.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЖИВАЯ (предложение 14).
а) жизненно важная
б) полная жизни
в) подлинная
г) стремительная      
3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (1) Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна  –  вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
б) (5) Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает…
 (36) И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит…
в) (20) Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется,  –  без билета. (29) Я ведь не так, я по делу...
г) (21) И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...  (32) Но ей верят.        
4. Замените просторечное слово ОБТЁРХАННЫЙ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. Среди предложений 29 – 33 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 34 – 38 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 5 – 12 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Напишите ответ цифрой.
9. Среди предложений 20 – 26 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
11. Замените словосочетание ОХОТНО ЖАМКАЕТ в предложении 34, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Из предложений 12 – 14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13. Из предложений 16 – 17 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки  звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
14. Из предложений 1 – 4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано».
15. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
а)  (13)  Невысокая,   загорелая,   морщинистая. (15)  И руки заскорузлые, крепкие.
б)  (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
в)  (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна  –  вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
г)  (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
16. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушке удалось «проехать без билета» через половину России?»
а) Никто не решился обмануть веру старушки в то, что жизнь строится на человеческом отношении людей друг к другу.
б) Старушка могла доказать, что она ездила в Москву по серьёзному делу, и её пропускал железнодорожный контроль.
в) Старушка, как очень старая женщина, потерявшая родственников, имела право проехать без билета.
г) Старушка пользовалась доверчивостью людей, в том числе и железнодорожных контролёров.
17. Каково отношение старушки к горожанам?
а) Старушка всю жизнь прожила в деревне и совсем не понимает психологии горожан.
б) Старушку раздражает невежество горожан в вопросах, связанных с природой и сельскохозяйственным трудом.
в) Старушка стремится показать горожанам своё превосходство в вопросах, связанных с пониманием природы и жизни.
г) Старушка понимает и принимает разницу между представлениями крестьянина и горожанина о природе и жизни.
18. Как характеризует старушку информация, заключённая в предложениях 20 – 30?
а) Старушка любит поговорить о себе и своих проблемах.
б) Старушке трудно живётся, и она стремится переложить свои трудности на плечи других.
в) Старушка непрактична и не умеет собираться в дорогу.
г) Старушка  –  человек открытый, относящийся к людям доброжелательно и с доверием.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Невысокая,(1) загорелая,(2) морщинистая. Старенькая-старенькая  –  лет восьмидесяти,(3) наверное,(4) не меньше,(5) но ещё довольно живая.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Сын погиб,(1) а дочь умерла,(2) и родных  –  никого. Ездила в Москву насчёт пенсии,(3) да к тому же,(4) как выясняется,(5)  –  без билета.
21. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Потом  садится  и,(1)  увидев,(2)  что  за  окном  дождь,(3) огорчённо,(4) с сердитой озабоченностью восклицает…


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

2 комментария: