Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 7 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №130 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Ветви берёзы за моим окном медленно оживали после долгих морозов.    (2)Однажды утром к дереву подошёл сосед. (3)Он пробуравил в стволе длинным буром глубокую дыру. (4)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. (5)И сок закапал. (6)Светлый, как слёзы, и чистый, как смерть.
   –  (7)Это же не ваша берёза,  –  сказал я соседу.
   –  (8)Но и не ваша,  –  ответил он мне.
   (9)Да, она стояла за моим забором. (10)Она была не моя и не его, а общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог её губить, а я не мог ему запретить.
   (11)Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил её.
     –  (12)Мне сок нужен,  –  сказал он.  –  В нём глюкоза
   (13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть.
   (20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок.
   (26)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (27)Она была мне нужна, эта берёза. (28)Я привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (29)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (30)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.
(По С. Воронину)

2. Выполняем задания  

1. Какое слово употреблено в прямом значении?
а) глюкоза (предложение 12)
б) капилляр (предложение 15)
в) язычки (предложение 23)
г) туман (предложение 26)
2. Среди предложений 12 – 25 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 13 – 30 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 9 – 15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.
5. Какая мысль осталась вне поля зрения автора?
а) Трудно защищать деревья, когда они никому не принадлежат.
б) Раны у берёз довольно быстро затягиваются.
в) Природа помогает человеку восстанавливать хорошее настроение.
г) Берёзовый сок, являющийся источником ценной для человеческого организма глюкозы, добыть очень сложно.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий