Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 6 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №129 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Тема «Словом можно убить, словом можно спасти»  –  вечная в своей актуальности. (2)Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это текст, живущий язык. (3)И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая складывается в СМИ (средствах массовой информации).
   (4)Утрачиваются лучшие традиции российской журналистики. (5)Если вы возьмёте публикации начала ХХ века, то увидите, что очень известные журналисты, публицисты умели писать и хлёстко, и едко, и колко, и иронично, но не используя той лексики, которая по определению ассоциируется в сознании нормального носителя русского языка с представлением об оскорблении деловой репутации, унижении чести и достоинства человека, организации или дела.
   (6)В СМИ выплёскиваются тонны компромата, который я не могу ни с чем сравнить, кроме того, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек. (7)Но, простите, пьяница травит сам себя, а здесь-то всё это исторгается миллионными тиражами на страницах, радиоволнах и телеэкранах! (8)Если раньше СМИ являлись неким ориентиром литературных норм языка и пользовались безграничным доверием, то теперь абсолютная вседозволенность и безнаказанное употребление в публичной речи бранной, нецензурной, обидной лексики становятся нормой языкового поведения для наших детей и подростков, влияют на формирование языковой культуры и, соответственно, жизненной этики. (9)Вот что меня очень страшит.
   (10)Говорю об этом не случайно. (11)Сейчас готовится новый закон о СМИ. (12)Думаю, что в нём можно было бы прописать обязанности журналиста по отношению к русскому языку. (13)Как к национальному достоинству, как к государственному языку и как к средству массовой информации, которое выполняет ещё и воспитательно-образовательную функцию. (14)Журналист должен чётко знать и помнить, что по действующему законодательству он подлежит наказанию, если использует в своих материалах оскорбительную, нецензурную лексику.
   (15)Журналист в качестве главного рабочего инструмента использует слово. (16)И поскольку, как сказал поэт, «словом можно предать, и продать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить», хотелось бы, чтобы слово журналистское не превращалось в такой разящий свинец.
 (По М. Горбаневскому)

2. Выполняем задания 

1. Какое лексическое значение имеет слово СМИ в этом тексте?
а) газеты, радио, телевидение
б) наука, культура
в) образование, искусство
г) эстрада, театр
2. Среди предложений 1  –  7 найдите предложение с обособленным уточняющим дополнением. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 10  –  16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением частей. Напишите номер этого предложения.
4. Из предложений 2, 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Среди предложений 8  –  16 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.
6. В каком предложении используется метафора?
а) 6
б) 8
в) 12
г) 14
7. Какое высказывание противоречит точке зрения автора?
а) СМИ  –  это язык в действии.
б) Сто лет назад ситуация со средствами массовой информации была угрожающей.
в) Многие современные журналисты не соблюдают профессиональную этику.
г) Журналистское слово не должно разить наповал, быть грубым, оскорбительным.



Ответы здесь

Анализ заданий здесь

2 комментария:

  1. Анонимный06.05.2014, 08:33

    А как можно себя проверить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Завтра начну выкладывать ответы. Если у Вас готовы уже решения заданий и Вы хотите немедленно их проверить, попробуйте выслать их через обратную связь (в конце блога). Проверю и сразу дам ответ.

      Удалить