1. Очень внимательно читаем текст
(1)Тема «Словом можно убить, словом можно
спасти» – вечная в своей актуальности. (2)Газету мы
читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это текст, живущий
язык. (3)И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая складывается в СМИ
(средствах массовой информации).
(4)Утрачиваются
лучшие традиции российской журналистики. (5)Если вы возьмёте публикации начала
ХХ века, то увидите, что очень известные журналисты, публицисты умели писать и
хлёстко, и едко, и колко, и иронично, но не используя той лексики, которая по
определению ассоциируется в сознании нормального носителя русского языка с
представлением об оскорблении деловой репутации, унижении чести и достоинства
человека, организации или дела.
(6)В
СМИ выплёскиваются тонны компромата, который я не могу ни с чем сравнить, кроме
того, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек. (7)Но, простите,
пьяница травит сам себя, а здесь-то всё это исторгается миллионными тиражами на
страницах, радиоволнах и телеэкранах! (8)Если раньше СМИ являлись неким
ориентиром литературных норм языка и пользовались безграничным доверием, то
теперь абсолютная вседозволенность и безнаказанное употребление в публичной
речи бранной, нецензурной, обидной лексики становятся нормой языкового поведения
для наших детей и подростков, влияют на формирование языковой культуры и,
соответственно, жизненной этики. (9)Вот что меня очень страшит.
(10)Говорю
об этом не случайно. (11)Сейчас готовится новый закон о СМИ. (12)Думаю, что в
нём можно было бы прописать обязанности журналиста по отношению к русскому
языку. (13)Как к национальному достоинству, как к государственному языку и как
к средству массовой информации, которое выполняет ещё и
воспитательно-образовательную функцию. (14)Журналист должен чётко знать и
помнить, что по действующему законодательству он подлежит наказанию, если
использует в своих материалах оскорбительную, нецензурную лексику.
(15)Журналист
в качестве главного рабочего инструмента использует слово. (16)И поскольку, как
сказал поэт, «словом можно предать, и продать, и купить, слово можно в разящий
свинец перелить», хотелось бы, чтобы слово журналистское не превращалось в
такой разящий свинец.
(По М. Горбаневскому)
2. Выполняем задания
1.
Какое лексическое значение имеет слово СМИ в этом тексте?
а) газеты, радио, телевидение
б) наука, культура
в) образование, искусство
г) эстрада, театр
2.
Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным уточняющим дополнением.
Напишите номер этого предложения.
3.
Среди предложений 10 – 16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением частей. Напишите номер этого предложения.
4.
Из предложений 2, 3 выпишите
словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5.
Среди предложений 8 – 16 найдите сложное предложение, одна из частей которого
является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого
предложения.
6.
В каком предложении используется метафора?
а) 6
б) 8
в) 12
г) 14
7.
Какое высказывание противоречит точке зрения автора?
а) СМИ – это
язык в действии.
б) Сто лет назад ситуация со
средствами массовой информации была угрожающей.
в) Многие современные журналисты
не соблюдают профессиональную этику.
г) Журналистское слово не должно
разить наповал, быть грубым, оскорбительным.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
А как можно себя проверить?
ОтветитьУдалитьЗавтра начну выкладывать ответы. Если у Вас готовы уже решения заданий и Вы хотите немедленно их проверить, попробуйте выслать их через обратную связь (в конце блога). Проверю и сразу дам ответ.
Удалить