Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 2 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №66 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
   –  (2)Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться... (3)Тут задержали одного... (4)Требует доставить в штаб. (5)На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром.
   (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. (7) Промокшие рубашка и штаны прилипли к телу. (8) Маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи. (9) При виде его меня пробрала дрожь.
   –  (10)Иди стань к печке!  –  велел я ему.  –  (11)Кто ты такой?
   (12)Он подошёл, настороженно рассматривая меня сосредоточенным взглядом больших, широко расставленных глаз. (13)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.
   –  (14)Я Бондарев,    произнёс он тихо с такой интонацией, будто эта фамилия могла мне что-нибудь сказать или же вообще всё объясняла.    (15)Сейчас же сообщите в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь.
(16)Когда мальчик стал переодеваться и стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими рёбрами тельце, тёмное от грязи, над правой лопаткой я увидел след от пулевого ранения.
   (17)Доложив о мальчике, я стал выпытывать у него, кого он знает в штабе армии. (18)Он помолчал и вымолвил угрюмо:
   –  (19)Подполковника Грязнова.
   (20)Подполковника Грязнова, начальника разведотдела армии, я знал лично.
   (21)Минуты через две резко зазвонил телефон.
   –  (22)Гальцев?.. (23)Здорово, Гальцев!  –  (24)Я узнал голос подполковника Грязнова.  –  (25)Бондарев у тебя?
   –  (26)Здесь, товарищ подполковник!
   –  (27)Молодец!  –  (28)Я не понял сразу, к кому относилась эта похвала: ко мне или к мальчишке.  –  (29)Слушай внимательно! (30)Выгони всех из землянки, чтобы его не видели и не приставали с расспросами! (31)От меня передай ему привет. (32)За ним Холин уже собирается выезжать, думаю, часа через три будет у тебя. (33)А пока создай все условия! (34)И обращайся с ним поделикатней. (35)Прежде всего дай ему бумаги и чернила или карандаш. (36)Что он напишет  –  в пакет и сейчас же с надёжным человеком отправь в штаб полка. (37)Накорми его, и пусть спит. (38)Это наш парень. (39)Вник?
   –  (40)Так точно!  –  ответил я, хотя мне многое было неясно.
   (41)Вскоре приехал Холин и, войдя в землянку, распорядился:
   –  (42)Пойди прикажи часовому никого сюда не впускать и подгони поближе машину.
   (43)Когда минут через десять, не сразу отыскав машину и показав шофёру, как подъехать к землянке, я вернулся, мальчишка совсем преобразился.
   (44)На нём была маленькая, сшитая, как видно, специально на него, шерстяная гимнастёрка с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком, тёмно-синие шаровары и аккуратные сапожки. (45)Мы поужинали, и, когда мальчик задремал, Холин рассказал мне об Иване.
   –  (46)Понимаешь, мы не раз уговаривали его поехать в суворовское училище. (47)Командующий сам убеждал его: и по-хорошему, и грозился. (48)А он ни в какую. (49)Ненависть в нём не перекипела. (50)И нет ему покоя... (51)Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удаётся. (52)Бездомный побирушка  –  быть может, лучшая маска для разведки в тылу врага... 
 (По В. Богомолову)*

*Богомолов Владимир Осипович (1924 – 2003)  –  русский писатель. В его творчестве тема Великой Отечественной войны является основной. Широкое признание и популярность автору принесли такие произведения, как «Иван» и «Момент истины».

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «условия» (предложение 33).
а) уговор, соглашение
б) требование
в) благополучная обстановка
г) установленное правило
 
2. Замените разговорное слово «паренёк» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «штаб армии» (предложение 17), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 33.
5. Среди предложений 14 – 17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 17 – 20 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 41 – 45 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 43 – 45 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложений 32 – 34 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 1 – 6 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
12. Из предложения 13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
б) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
 в) Минуты через две резко зазвонил телефон.
г) Ненависть в нём не перекипела.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему начальник разведотдела армии Грязнов требовал, чтобы с мальчиком обращались деликатно?»
а) Иван был награждён орденом и медалью.
б) Мальчик промок, замёрз и устал.
в) Иван ещё не окреп после ранения.
г) Иван был прекрасным разведчиком, несмотря на свой возраст.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В его взгляде,(1) в выражении измученного,(2) с плотно сжатыми,(3) посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и,(4) казалось,(5) недоверие и неприязнь.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мы поужинали,(1) и,(2) когда мальчик задремал,(3) Холин рассказал мне об Иване.
–  Понимаешь,(4) мы не раз уговаривали его поехать в суворовское училище.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда мальчик стал переодеваться и стянул рубашку,(1) обнажив худенькое,(2) с проступающими рёбрами тельце,(3) тёмное от грязи,(4) над правой лопаткой я увидел след от пулевого ранения. Доложив о мальчике,(5) я стал выпытывать у него,(6) кого он знает в штабе армии.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий