Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 1 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №65 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.
   (3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку  –  скрипку...
   (4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться  –  так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.
   (9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
   (11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она жаловалась?    (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?
   (16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка.   (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
   (24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
   –  (25)Сыграйте, дяденька, ещё.
   –  (26)Что тебе, мальчик, сыграть?
   –  (27)Что хотите, дяденька.
   (28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.
   (30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.
   (33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.
   –  (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.  –  (35)Вася думал вслух, не переставая играть.  –  (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина,  –  он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
   (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.   (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
   (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно.   (50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.
   –  (53)Спасибо вам, дяденька,  –  прошептал я.
   (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:
   –  (55)За что?
   –  (56)Я не знаю, за что...
   (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок  –  ничего, ничего дурного в нём не умещалось.
(По В. Астафьеву)*


*Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001)  –  русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы  –  военная и деревенская. 

 2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гаснуть» (предложение 37).
а) чáхнуть, болеть
б) ослабевать, исчезать
в) перестать светить
г) устранять что-либо
2. Замените словосочетание «железная печка» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите грамматическую основу предложения 60
4. Среди предложений 36 – 42 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
5. Среди предложений 16 – 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ запишите цифрой.
7. Среди предложений 38 – 45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 30 – 35 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Из предложений 4 – 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
10. Из предложений 23 – 29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
11. Из предложений 53 – 58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
б) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
в) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
г) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.
13. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему музыка, услышанная мальчиком, заставила его плакать?»
а) Мальчику было жалко одинокого Васю.
б) Мальчик переживал, что не может понять, о чём поёт скрипка.
в) Мальчик сожалел, что «на полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль».
г) Сила музыки дала возможность мальчику почувствовать боль композитора, покидавшего родину.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то,(3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться  –  так иссохло у него во рту и внутри.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Долго сидел я,(1) слизывая крупные слёзы,(2) катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Скрипки не было слышно,(3) и свет в Васиной избушке не горел. Я осторожно подошёл поближе,(4) заглянул в окно. Чуть мерцая, (5) топилась в избушке прогоревшая железная печка.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
На топчане полулежал Вася,(1) прикрыв глаза левой рукой. На груди его покоилась скрипка,(2) длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь,(3) шагнул в караулку и сел на порог,(4) не отрываясь глядя на руку,(5) в которой зажата была гладкая палочка.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий