Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

А4-А6.

Предметом рассмотрения заданий А4 - А6 является лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, лексические средства выразительности. Их или необходимо найти в тексте, или определить значение, в котором употреблено какое-либо слово. Из предложенных четырёх вариантов нужно выбрать тот, который раскрывает значение слова (выражения) наиболее точно, или определить, каким средством выразительности оно является. Подумайте, почему автор использовал именно это слово или какому слову из предложенных четырёх соответствует какое-либо описание.
     Каждое слово обладает лексическим (смысловым) значением. Слова могут употребляться в прямом и переносном смысле. 
Прямое значение стилистически нейтрально, оно лишено образности. Переносное значение - образное, стилистически окрашенное. Например, переносное значение слова соль в словосочетании соль анекдота - суть. 
     Задания могут быть связаны и с понятиями антонимии и синонимиии. Остановимся на этом подробнее.
    Синонимы - слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические синонимы.
    Кроме того, существуют ещё синонимы стилистические (спать - почивать - дрыхнуть), контекстные (или контекстуальные), т.е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста (Я долго долго восхищался лирическими песнопениями, но с годами эти гимны мне надоели). 
     Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения (глубокий - мелкий). Антонимы, как и синонимы, могут быть контекстными (или контекстуальными). Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
     Соединение в речи в одном словосочетании несовместимых, оппозиционных друг другу по смыслу слов называется оксюмороном ("Мёртвые души").
     В задании А6 рассматриваются выразительно-изобразительные языковые средства - эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, фразеологизмы и др. Чаще всего они используются в художественной речи. Необходимо найти такое языковое средство в одном из четырёх предложений.



Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий