Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 5 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №53 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2)Мы с папой зашли в цветочный магазин.
   –  (3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький,  –  робко попросила я продавщицу.
   (4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.
   –  (5)Это герань,  –  объяснили нам.
   (6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал.
   –  (9)У меня в детстве была герань,  –  припомнил папа, и его лицо приняло особое выражение.  –  (10)Детство  –  хорошее время, когда ребёнка любят не за что-то, а просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл.
   (11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка.
   (13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать.
   –  (16)Много нельзя,  –  предупредила бабушка.  –  (17)Он захлебнётся.
   (18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк ещё ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах  –  я наклонилась и вдыхала его долго-долго.
   –  (21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится,  –  предложила мама.
   –  (22)Неправильно,  –  возразил папа.  –  (23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой.
   (24)На душе было тяжело: мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала:
   –  (26)Я отнесу его в класс, и мы все вместе будем на него смотреть.   (27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях...
(По В.С. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.)  –  современный
 писатель- прозаик и сценарист.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове МАРЬЯ количество букв и звуков совпадает.
б) В слове РОБКО на месте согласного Б произносится звук [п].
в) В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки образуют пару по твёрдости и мягкости.
г) В слове ЖИВОЕ – три слога.      
2. Выберите  верное  продолжение  ответа  на  вопрос:  «Почему,  говоря  о  цветке,  героиня-рассказчица употребляет  слова  с  уменьшительно-ласкательными суффиксами?» (предложения 3 — 4).
Такая форма именования свидетельствует о том, что …
а) этот цветок очень нравится девочке, поэтому она так ласково о нём говорит.
б) героиня  —  совсем маленькая девочка, поэтому всё окружающее кажется ей таким же маленьким, как и она.
в) девочке интересно в цветочном магазине, среди красивых цветов.
г) героиня  —  вежливая, хорошо воспитанная девочка.
3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (4) Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.
(7) Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка.
б) —  (9) У меня в детстве была герань,  —  вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение.
(12) А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка.
в) (13) Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (15) А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать.
г) —  (21) Пусть оставит себе, раз ей так нравится,  —  предложила мама.
    —  (23) Надо уметь отдавать то, что нравится самой.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простой» (предложение 7).
а) однородный по составу
б) доступный пониманию
в) незамысловатый, безыскусный
г) недостаточно обработанный
5. Замените разговорное слово «раз» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Среди предложений 16 — 20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 18 – 21 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «цветочный магазин» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
11. Среди предложений 20 – 24 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
13. Из предложений 13 — 15 выпишите слово, в котором правописание чередующейся безударной гласной в корне определяется правилом: « В корне пишется Е, если после корня не следует суффикс -А-» .
14. В каком слове правописание приставки определяется её значением – приближение?
а) прилавок
б) прижала
в) предупредила
г) припомнил
15. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
а) медленно
б) подоконник
в) явственнее
г) купленный
16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
а) наклонилась
б) заперла
в) растение
г) скакнул
17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня».
а) олицетворение
б) слова просторечного стиля
в) сравнение
г) фразеологизм
18. В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении 20: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах  –  я наклонилась и вдыхала его долго-долго»?
а) олицетворение и гипербола
б) эпитеты и сравнение
в) синонимы и противопоставление
г) фразеологизм и метафора
19. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему девочка считает цветок не игрушкой, а «живым существом с растительным сознанием»?»
а) Для героини покупка живого цветка  —  это игра, частью которой является и она сама.
б) Девочка любые предметы наделяет душой.
в) Для героини цветок  —  это элемент окружающей среды, которую нужно беречь и охранять.
г) Девочка почувствовала в цветке отклик на свою симпатию и восприняла его как своего друга.
20. Как характеризует отца девочки информация, заключённая в предложениях 9 — 10?
а) Отец девочки  —  суровый человек, так как в детстве он не знал родительской любви и ласки.
б) Отец девочки  —  чуткий человек, так как он вырос в любящей семье, о которой вспоминает с большой теплотой.
в) Отец девочки  —  рациональный человек, поэтому он считает, что ребёнка нельзя любить ни за что, просто так.
г) Отец девочки  —  большой ценитель прекрасного, поэтому он любит герань.
21. Почему мама девочки готова разрешить ей оставить цветок у себя?
а) Мама считает, что вдыхать аромат цветов полезно для здоровья.
б) Мама хочет научить девочку цветоводству.
в) Мама видит, что девочке цветок очень дорог и ей не хочется с ним расставаться.
г) Мама и сама любит цветы: ей нравится их тонкий аромат и нежная красота.
22. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочке жаль было отдавать цветочек?»
а) Потому что цветочек был очень маленький.
б) Потому что девочка хотела оставить цветок для папы как приятное воспоминание о его детстве.
в) Потому что девочке хотелось превратить цветок в свою игрушку.
г) Потому что девочка почувствовала в цветке отклик на свою заботу и восприняла его как друга.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.
Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка,(1) чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. Котёнок не понимает, (2)  что цветок не игрушка,(3) а живое существо с растительным сознанием.
24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
–  Пусть оставит себе,(1) раз ей так нравится,(2)  –  предложила мама.
–  Неправильно,(3)  –  возразил папа.  –  Надо уметь отдавать то,(4) что нравится самой.
На душе было тяжело: мне было жаль отдавать цветочек. Но папа,(5) конечно,(6) был прав,(7) и я сказала:
–  Я отнесу его в класс,(8) и мы все вместе будем на него смотреть.
25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я сняла купленный цветочек с прилавка,(1) прижала его к груди,(2) и он так и засиял в моих руках. А потом мы с папой медленно шли по улице,(3)и я не сводила глаз со своего цветочка.
Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка,(4) чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. Котёнок не понимает,(5) что цветок не игрушка,(6) а живое существо с растительным сознанием. А потом я поставила горшок на подоконник,(7) к солнцу,(8) и стала его поливать.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий