Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 20 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №59 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Вот тут-то и появился Лис.
   –  (2)Здравствуй,  –  сказал он.
   –  (3)Здравствуй,  –  вежливо ответил Маленький принц.  –  (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
   –  (6)Я  –  Лис,  –  сказал Лис.
   –  (7)Поиграй со мной,  –  попросил Маленький принц.  –  (8)Мне так грустно...
   –  (9)Не могу я с тобой играть,  –  сказал Лис.  –  (10)Я не приручён.
   –  (11)А как это  –  приручить?  –  спросил Маленький принц.
   –  (12)Это давно забытое понятие,  –  объяснил Лис.  –  (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...
   –  (17)Я начинаю понимать,    сказал Маленький принц.
   –  (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится,  –  продолжал Лис.  –  (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
   (22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
   –  (24)Пожалуйста, приручи меня!
   –  (25)Я бы рад,  –  отвечал Маленький принц,  –  но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
   –  (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь,  –  сказал Лис.     –  (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
   –  (32)А что для этого надо делать?  –  спросил Маленький принц.
   –  (33)Надо запастись терпением,  –  ответил Лис.  –  (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...
   (36)Так Маленький принц приручил Лиса.
   (37)И вот настал час прощания.
   –  (38)Я буду плакать о тебе,  –  вздохнул Лис.
   –  (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно,  –  сказал Маленький принц.  –  (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
   –  (41)Да, конечно,  –  сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
   –  (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
   (46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
   –  (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
   –  (49)Самого главного глазами не увидишь,  –  повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
   –  (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
   –  (51)Потому что я отдавал ей всю душу...  –  повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
   –  (52)Люди забыли эту истину,  –  сказал Лис,  –  но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
(По А. Сент-Экзюпери)*

*Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944)  –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открыть» (предложение 44).
а) раздвинуть, распахнуть
б) сделать видимым
в) положить начало чему-либо
г) сделать известным что-то тайное
 
2. Замените просторечное слово «спервá» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
3. Замените словосочетание «людские шаги» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 45.
5. Среди предложений 21 – 25 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 18 – 20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 42 – 49 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложений 18 – 21 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 40 – 45 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З»
12. Из предложений 7 – 16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
а) Ты будешь для меня единственным в целом свете…
б) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
в) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
г) И вот настал час прощания.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?»
а) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.
б) Маленький принц обидел Лиса.
в) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.
г) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов,(1) где торговали бы друзьями,(2) конечно,(3) нет,(4) и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь,(5) чтобы у тебя был друг,(6) приручи меня!
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я для тебя всего только лисица,(1) точно такая же,(2) как сто тысяч других лисиц. Но, (3) если ты меня приручишь,(4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете,(5) и я буду для тебя один в целом свете...
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
  Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4) солнцем озарится,(5)    продолжал Лис.    Твои шаги я стану различать среди тысяч других.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий