Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 26 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №62 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.
   (4)Война застала на острове нескольких актёров  –  мужчин и женщин.   (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
   –  (7)Хорошо,    скажете вы,    в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.
   (11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.
   (13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.   (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.    (15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:
     –  (16)А Паганини играл и на одной струне…
   (17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
   (19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
   (23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.
   (26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
   (27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас. (31)Толпа слушателей только вздохнула.
   (32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.
   (34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.
   (35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
   –  (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра,  –  сказал лётчику дирижёр.
   (38)Где теперь эта скрипка  –  я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.
(По К. Паустовскому)*

*Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968)  –  русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).
а) вернуть себе силой
б) ударами размягчить
в) удалить, распространить
г) отразить встречным ударом
2. Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
3. Замените словосочетание «струны на скрипке» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
5. Среди предложений 27 – 34 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 32 – 36 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 35 – 40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 10 – 14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.       
10. Из предложений 20 – 21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
12. Из предложений 11 – 16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
а) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
б) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
в) Скрипка замолчала надолго.
г) И свет фонариков погас.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егоров стал играть на одной струне?»
а) «Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке».
б) Егоров захотел соперничать в мастерстве с Паганини.
в) Егоров хотел оказаться в центре зрительского внимания, чтобы на него «наводили лучи фонариков».
г) В тяжёлые военные будни людям нужна была музыка, и Егоров не мог обмануть их ожидания и разочаровать зрителей.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
–  Хорошо,(1) –  скажете вы,(2)  –  в темноте,(3) конечно,(4) можно расслышать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу.
16. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В коротком антракте войны,(1) в глухом лесу,(2) где пахло гарью,(3) звенела и росла мелодия Чайковского,(4) и от её томительного напева,(5) казалось,(6) разорвётся,(7) не выдержит сердце.
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Как только начинался спектакль,(1) зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков,(2) и лучи эти всё время перелетали,(3) как маленькие огненные птицы,(4) с одного лица на другое в зависимости от того,(5) кто из актёров в это время говорил.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий