1. Читаем очень внимательно текст
(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над
городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым,
который поднимался всё выше и выше.
— (5)Что это?
— спросил Толик, и сердце его
дрогнуло.
— (6)Горит,
— рассеянно ответил отец, думая о
своём.
— (7)Что горит?
— (8)Как будто выселенная деревня за городом.
— (9)Что?
— вскинулся Толик. —
(10)Тёмка! (11)Там Тёмка!
(12)Толик
ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя
голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая
ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась
вперёд. (16)Он узнал отца.
(17)Горело
с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя,
вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали
ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами,
и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за
много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные
впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до
крыш.
— (21)Там мальчик! —
кричал отец. — (22)Там мальчик!
(23)Толик
разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на
ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но
пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с
отцом обогнали их.
(25)Рядом
с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел.
(27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на
глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
—
(28)Назад! — крикнул отец.
— (29)Немедленно назад!
(30)Но
Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца,
вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на
ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(35)Кашляя,
мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув
на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху — он
ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)В
это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный
уголёк —
сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец
стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся,
схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
(41)Толику
стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину
отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто
хотел отжаться от носилок.
—
(45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс
головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него
из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку,
разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
—
(49)Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)Толик
вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на
словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
(51)Толик
завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто
на взрослого.
(52)В
самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же
мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По
А.А. Лиханову)*
*Лиханов Альберт Анатольевич
(1935 г.р.) — писатель, журналист, председатель Российского
детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли
семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стремилось» (предложение 19).
а) настойчиво добивалось
чего-либо
б) старалось попасть куда-либо
в) быстро двигалось, направлялось
куда-либо
г) порывалось сделать что-либо
2. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3.
Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
4.
Среди предложений 36—39 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5.
Выпишите грамматическую основу
предложения 41.
6.
Среди предложений 17—19 найдите
предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
7.
Среди предложений 50—53 найдите
предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
8.
Среди предложений 23 — 27 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
9.
Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
10.
Из предложений 18 — 19 выпишите
слово, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является
исключением).
11.
Из предложений 7—12 выпишите
слова с чередующейся безударной гласной в корне.
12.
Из предложения 23 выпишите
слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после
приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется с».
13.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
а) Рядом показалась чья-то тень,
которая вырвалась вперёд.
б) Рядом с Тёмкиным домом стоял
сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
в) Но пожарные бежали медленнее,
потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
г) Сгоревшие ветки красными
червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в
одно мгновенье.
14.
В каком варианте ответа наиболее полно выражена мысль, необходимая для
обоснования ответа на вопрос:
«Почему Толик ругался на Тёмку?»
а) Толик был невоспитанным
мальчиком.
б) Толик переживал за раненого
друга и понимал, что бессилен помочь ему.
в) Толик считал, что Тёмка
напрасно подвергал свою жизнь опасности.
г) Толик завидовал смелости
Тёмки.
15.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Толик завидовал Тёме,(1) своему
геройскому товарищу,(2) и глядел на него уважительно,(3) будто на взрослого. В
самом деле,(4) этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же
мальчишкой,(5) как был,(6) а Тёмка сразу стал взрослым.
16.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Он нёсся сломя голову так,(1) как
не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,(2) не думая ни о чём,(3) кроме
Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,(4) которая вырвалась вперёд. Он узнал
отца.
17.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
Собрав силы,(1) он кинулся вперёд
и,(2)обогнав отца,(3) вскочил в дом. Дышать стало нечем,(4) и горло разъедал
едкий дым. Толик на ощупь пробрался к кровати,(5) потрогал матрас.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий