Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 3 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №126 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
   —  (5)Что это?  —  спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
   —  (6)Горит,  —  рассеянно ответил отец, думая о своём.
   —  (7)Что горит?
   —  (8)Как будто выселенная деревня за городом.
   —  (9)Что?  —  вскинулся Толик.  —  (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!
   (12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.
(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
   (20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
   —  (21)Там мальчик!  —  кричал отец.  —  (22)Там мальчик!
   (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
   (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
   — (28)Назад!  —  крикнул отец.  —  (29)Немедленно назад!
   (30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
    (35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху  —  он ловил цыплят, спасая их от огня.
   (37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк  —  сгоревшая тополиная ветка  —  упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
   (39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
   (41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
   — (45)Ложись! (46)Ложись!  —  говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
   — (49)Что же ты наделал, юный натуралист!
   (50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
   (51)Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
   (52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
  (По А.А. Лиханову)*

*Лиханов Альберт Анатольевич (1935 г.р.)  —  писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стремилось» (предложение 19).
а) настойчиво добивалось чего-либо
б) старалось попасть куда-либо
в) быстро двигалось, направлялось куда-либо
г) порывалось сделать что-либо
2. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
4. Среди предложений 36—39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 41.
6. Среди предложений 17—19 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 50—53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 23 — 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Из предложений 18 — 19 выпишите слово, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением).
11. Из предложений 7—12 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
12. Из предложения 23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется с».
13. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
а) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
б) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
в) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
г) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
14. В каком варианте ответа наиболее полно выражена мысль, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругался на Тёмку?»
а) Толик был невоспитанным мальчиком.
б) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.
в) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.
г) Толик завидовал смелости Тёмки.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Толик завидовал Тёме,(1) своему геройскому товарищу,(2) и глядел на него уважительно,(3) будто на взрослого. В самом деле,(4) этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой,(5) как был,(6) а Тёмка сразу стал взрослым.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он нёсся сломя голову так,(1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,(2) не думая ни о чём,(3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,(4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 
Собрав силы,(1) он кинулся вперёд и,(2)обогнав отца,(3) вскочил в дом. Дышать стало нечем,(4) и горло разъедал едкий дым. Толик на ощупь пробрался к кровати,(5) потрогал матрас.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий