Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 2 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №125 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Вспоминая все обиды, нанесённые ей, собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них, пытаясь укусить.
   (2)Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. (3)Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (4)Сперва они хотели прогнать собаку, потому что она рычала при их приближении и пыталась укусить, но потом привыкли и иногда по утрам вспоминали:
   —  (5)А где же наша Кусака? (6)И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней.
   (7)С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8)Лёля окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.
   (9)Девочка звала собаку к себе:
   —  (10)Кусачка, пойди ко мне! (11)Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (12)Сахару хочешь?(13) Ну, пойди же!
   (14)Но Кусака не шла: боялась. (15)И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
   —  (16)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (17)У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (18)Ты не веришь мне, Кусачка?
   (19)И Кусачка поверила: второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают. (20)Но её приласкали. (21)Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.
   —  (22)Мама, дети! (23)Глядите: я ласкаю Кусаку!
   (24)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу. (25)И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.
(26)Но теперь не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:
   —  (27)Кусачка, милая Кусачка, поиграй! (28)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. (29)Её хвалили и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под деревянной террасой.
   (30)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (31)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (32)Разве недостаточно этого для счастья собаки? (33)Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
   (34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.
 (По Л. Андрееву)*

*Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919)  —  русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «служить» (предложение 31).
а) быть работником
б) нести воинскую службу
в) быть пригодным, полезным
г) стоять на задних лапах
2. Замените разговорное слово «стремглав» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3. Среди предложений 7 – 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 9–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Замените словосочетание «собачья душа» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Среди предложений 18 – 21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
10. Из предложения 29 выпишите слово, в суффиксе которого правописание НН не определяется общим правилом (является исключением).
11. Из предложения 21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
12. Из предложений 2 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
б) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
в) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
г) Девочка звала собаку к себе:
    —  Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди!
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после общения с дачниками собака изменилась до неузнаваемости?»
а) (1) Вспоминая все обиды, нанесённые ей, собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них, пытаясь укусить.
б) (6) И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней.
в) (31) У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить.
г) (33) Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но страх,(1) наверное,(2) не совсем еще выпарился огнём ласк из её сердца,(3) и всякий раз при виде людей,(4) при их приближении,(5) она терялась и ждала побоев.
16. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Приехавшие дачники были очень добрыми людьми,(1) а то,(2) что они были далеко от города,(3) дышали хорошим воздухом,(4) видели вокруг себя всё зелёным,(5) голубым и беззлобным,(6) делало их ещё добрее.
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И когда все наперерыв стали ласкать её,(1) она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки,(2) и ей больно было от непривычной ласки,(3) словно от удара.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий