1. Очень внимательно читаем текст
(1)Венька
пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан клюквенного морса,
посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска
Марфуша, а потом всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось:
сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.
– (3)Мам, я опять подрался… –
медленно произнёс он и виновато замолчал.
(4)Из
трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.
– (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.
(8)Венька
повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей
кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно
неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В
сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести
сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки
будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на
следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему
тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая
коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…»
– радостно приговаривала мама,
оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех
пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом
вырядился.
(18)Сначала
Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни
через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не
переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от
спортивных костюмов, а самые крутые – в толстовках. (21)Венька попытался как можно
быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня
через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама
притащила с работы ещё один пиджак.
– (23)Вот! (24)Примерь! –
щебетала она над Венькой. – (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал
маловат, а тебе будет в самый раз.
(27)Венька,
стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета
в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!
(30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто!
(32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в
адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не
вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у
Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких
пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит
ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с
многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.
(По С.А. Лубенец)*
*Лубенец Светлана
Анатольевна – современная детская писательница из
Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные
истории самых обыкновенных и не совсем
обычных ребят. Её серии «Только для
девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом
у читателей.
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «приобрести» (предложение 12).
а) завести
б) купить
в) заслужить
г) получить
2.
Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
3.
Укажите ошибочное суждение.
а) В слове МУЖСКОЙ все согласные
звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
б) В слове ОБЪЯСНЯТЬСЯ звуков
меньше, чем букв.
в) В слове МОЛНИЯХ все согласные
звуки не имеют пары по глухости – звонкости.
г) В слове ОГЛЯДЫВАЯ пять слогов.
4.
Выпишите грамматическую основу
предложения 29.
5.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда у него,(1) у Веньки,(2)
будет собственный сын,(3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.
Он внимательно изучит,(4) в чём будут ходить друзья сына,(5) и купит ему
точь-в-точь такую же чёрную джинсовку,(6) как у Пети Комиссарова: скромную,(7)
с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.
6.
Среди предложений 10–16 найдите
сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер
этого предложения.
7.
Среди предложений 1 – 11 найдите
бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
8.
Среди предложений 13 – 17 найдите
предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
9.
Укажите
количество грамматических основ
в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
10.
Замените словосочетание «стального цвета» (предложение 28), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
11.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) показалось
б) стальной
в) предложила
г) щебетала
12.
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в
прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-»?
а) обалденный
б) медленно
в) собственный
г) клюквенный
13.
В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
а) посидел
б) притащила
в) переоделся
г) приговаривала
14.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он,(1) правда,(2) ни разу ни от
кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды,(3) но всем своим существом
чувствовал,(4) что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив
класса. Когда у него,(5) у Веньки,(6) будет собственный сын,(7) он ни за что не
станет покупать ему никаких пиджаков.
15.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Почему Венька не хотел носить пиджак в школу?»
а) Пиджак был светлым и быстро
пачкался.
б) Венька чувствовал себя белой
вороной среди одноклассников.
в) Пиджак был слишком элегантным
для школьных будней.
г) Венька слышал от
одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.
16.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Иногда то, что ей кажется
абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.
б) В сентябре на общешкольном
собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.
в) «Как денди лондонский…» –
радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.
г) – Примерь!
– щебетала она над Венькой. – Тётя
Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий