Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 15 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №138 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, а потом всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.
     –  (3)Мам, я опять подрался…  –  медленно произнёс он и виновато замолчал.
     (4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.
     –  (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.
     (8)Венька повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…»    радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.
     (18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые  –  в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.
     –  (23)Вот! (24)Примерь!  –  щебетала она над Венькой.  –  (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
     (27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

(По С.А. Лубенец)*
*Лубенец Светлана Анатольевна  –  современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных  и не совсем обычных ребят.  Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «приобрести» (предложение 12).
а) завести
б) купить
в) заслужить
г) получить
2. Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове МУЖСКОЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.
б) В слове ОБЪЯСНЯТЬСЯ звуков меньше, чем букв.
в) В слове МОЛНИЯХ все согласные звуки не имеют пары по глухости  –  звонкости.
г) В слове ОГЛЯДЫВАЯ пять слогов.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 29.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда у него,(1) у Веньки,(2) будет собственный сын,(3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит,(4) в чём будут ходить друзья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку,(6) как у Пети Комиссарова: скромную,(7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.
6. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 1 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 13 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
10. Замените словосочетание «стального цвета» (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) показалось
б) стальной
в) предложила
г) щебетала
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-»?
а) обалденный
б) медленно
в) собственный
г) клюквенный
13. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение»?
а) посидел
б) притащила
в) переоделся
г) приговаривала
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он,(1) правда,(2) ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды,(3) но всем своим существом чувствовал,(4) что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. Когда у него,(5) у Веньки,(6) будет собственный сын,(7) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька не хотел носить пиджак в школу?»
а) Пиджак был светлым и быстро пачкался.
б) Венька чувствовал себя белой вороной среди одноклассников.
в) Пиджак был слишком элегантным для школьных будней.
г) Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.
б) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.
в) «Как денди лондонский…»  –  радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.  
г) –  Примерь!  –  щебетала она над Венькой.  –  Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий