Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 18 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №141 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого  –  с якорями.
      (3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
     (4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу.
      (8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
     –  (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится!  –  скомандовала Анна Николаевна.
     (10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.
     (11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
       –  (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?
     (14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь:
     –  (15)Скелет продаётся?
       (16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку!     (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку.
     (18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
     –  (19)Хочешь сфотографироваться с ним?
     (20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор  –  готово!
     (22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой.
       (23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде.
(24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке:
     –  (25)Посмотри!
     (26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
     –  (27)Ну ты даё-ёшь!  –  прошептал он и уставился на Витьку.
(28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся!
(31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным.

 (По А.А. Лиханову)*
*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.)  –  писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «образцовым» (предложение 3).
а) примерным
б) явным
в) ма́стерским
г) достойным
2. Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПОЛОЖИЛ все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ОХАПКАМИ три слога.
в) В слове ЛОБ буква Б обозначает звук [п].
г) В слове ТРЕТЬЕГО количество звуков и букв совпадает.
4. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
5. Замените словосочетание «глядел с уважением» (предложение 31), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками.
Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
 – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?
7. Среди предложений 1 – 7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 14 – 18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
10. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?
а) совершенно
б) стеклянные
в) внутренних
г) невоспитанный
11. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «неполнота действия»?
а) привела
б) придумал
в) приподнимал
г) придвинул
12. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а) предложил
б) озарило
в) выбирайте
г) помириться
13. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками.
Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
 – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?
15. Среди предложений 1 – 7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
16. Среди предложений 14 – 18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Был он развязный, (1) невоспитанный, (2) и у него даже,(3) казалось,(4) глазки хищно щурились,(5) когда он смотрел на Витьку.
18. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?»
а) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово.
б) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне  –  выпрямил спину и приподнял подбородок.
в) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков понял: Витька Борецкий «образцовый пай-мальчик».
г) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет в глазах Вовки Мешкова доказательством смелости Борецкого  и изменит его отношение к Витьке.
19. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого  –  с якорями.
б) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
в) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
г) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.




Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий