Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 18 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №57 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь  –  двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом.    (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
   (6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах.     (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я  –  всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
   (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
   (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.   (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
   (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами.   (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
   (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком  –  кто первый схватит!   (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
   (19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами.   (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом  –  кораблики среди моря, на третьем  –  сказочные города, на четвёртом  –  цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего  –  получалось красиво и интересно.
   (23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.
   (25)Я сделал последнего и  –  сам не знаю почему  –  нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
   (26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
   (29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.   (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
(По В. Крапивину)*

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.)  –  современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «судить» (предложение 7).
а) высказывать суждение
б) клеймить презрением
в) следить за соблюдением правил
г) рассматривать в судебном порядке
2. Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, не называя имён ребят, упоминает имя Пола Маккартни?»
Это говорит …
а) о времени действия рассказа и характеризует музыкальные вкусы большинства ребят из окружения героя-рассказчика.
б) о глубоких познаниях героя-рассказчика в области современной музыки, в отличие от большинства его приятелей.
в) о том, что герой-рассказчик принадлежал к семье музыкантов, в то время как о ребятах и их семьях вообще нечего сказать.
г) о том, что вкусы ребят и героя-рассказчика неразборчивы, как и вообще вкусы людей, не отличающихся какой-либо индивидуальностью.
4. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
а) (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
б)  (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
в)  (23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим.
г) (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…
5.Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЧУЖИМ все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ЧТОБЫ буква Ч обозначает звук [ш].
в) В слове ПУСКАТЬ все согласные звуки глухие.
г) В слове СЕРЬЁЗНОМ количество букв и звуков совпадает.
6. Замените разговорное слово СВАЛКИ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
8. Замените словосочетание «бумажных голубей» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.
11. Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 28–30 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 24 – 26 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
14. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
а) относились
б) горизонте
в) забегает
г) догадается
15. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
а) интересно
б) железной
в) решено
г) случайный
16. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение»?
а) переехали
б) приходили
в) перезнакомился
г) схватил
17. Из предложений 24 – 25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
18. Из предложений 18 – 20 выпишите глагол, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс сохраняется, то пишется
-ИВА/-ЫВА».
19. Из предложения 30 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
20. В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
а) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
б) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
в) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
г) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
21. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, несмотря ни на что, чувствовал себя среди ребят чужим?»
а) Ребят и героя-рассказчика не было ни времени, ни возможности узнать друг друга лучше.
б) Ребята постоянно принимали подарки от героя-рассказчика, ничего не давая ему взамен.
в) С ребятами у героя-рассказчика сложились приятельские, необязательные отношения, а он мечтал о настоящей дружбе.
г) Ребята принимали героя-рассказчика в свои игры только на те роли, в которые ему не нравились.
22. Каково отношение героя-рассказчика к ребятам?
а) Герой-рассказчик относится к ребятам снисходительно, считая их скучными людьми.
б) Герой-рассказчик вынужден постоянно помогать ребятам и уступать им, и это тяготит его.
в) Герой-рассказчик считает ребят людьми поверхностными, неспособными на настоящие дружеские отношения.
г) Герой-рассказчик ищет дружбы с ребятами и стремится сделать для них что-нибудь хорошее.
23. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 19 – 22?
а) Герой-рассказчик всерьёз увлекается живописью и рассматривает изготовление голубков как упражнение в ней.
б) Герой-рассказчик  –  фантазёр и мечтатель, стремящийся жить в красивом и разнообразном мире.
в) Герой-рассказчик не отличается хорошим вкусом и считает красивым то, в чём другие ничего привлекательного не видят.4)         
Герой-рассказчик  –  человек легкомысленный, он любит заниматься пустяками.
24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились друг к другу по-хорошему.
25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Дело в том,(1) что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. На одном рисовал всякие узоры,(2) на другом  –  кораблики среди моря,(3) на третьем  –  сказочные города,(4) на четвёртом  –  цветы и бабочек. И всякие космические картинки. И ещё много всего  –  получалось красиво и интересно.
Ребятам это,(5) конечно,(6) нравилось,(7) но я всё равно был среди них чужим.
26. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Судить  никто  не любил,(1) все хотели играть,(2) а я   –   всегда  пожалуйста: как не помочь друзьям?.. А  бывало,(3) что  на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и в лото.
27. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Ребятам это,(1) конечно,(2) нравилось,(3) но я всё равно был среди них чужим.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

1 комментарий: