Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №120 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.
  (4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам.
   (5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…
—  (6)Эту, что ли, валить?  —  спрашивал один голос.
—  (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать!
   —  (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята.
    (15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут  —  и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!
    —  (19)Чистая работа!  —  весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал:  —  (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что?
    (24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!
  (29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.
   —  (32)Видали?  —  выговорил наконец изумлённый паренёк.  —  (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять!
   (36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.
   —  (37)Ловко!  —  засмеялся паренёк.  —  (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно!
    —  (41)Я те дам, шапкой!  —  сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки.  —  (43)Не видишь разве? (44)Мать!
   —  (45)Мать!  —  тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились.
(По С. Радзиевской)*

*Радзиевская Софья Борисовна  –  детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное  –  о настоящих человеческих ценностях.

2. Выполняем задания

1. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено  в тексте по содержанию предложению 27: «На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище наклонилось, протянуло руку к дуплу…»?
а) (3) Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.
б) (5) А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…
в) (16) Прошло несколько минут  —  и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
г) (30) Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «застыла»  (предложение 27).
а) замёрзла
б) замерла
в) разволновалась
г) удивилась
3. Замените слово «болтать»  в предложении  13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Среди предложений  27 — 31 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
5. Среди предложений 1 — 6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
6. Замените словосочетание «беличье гнездо» (предложение  1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении  8. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 16—20  найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Выпишите грамматическую основу предложения  14.
10. Среди предложений  24 — 30  найдите сложное  бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложений  36 — 46  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
12. Из предложений 30 — 31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
13. Из предложений 24—27 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  сравнение.
а) Вот бы раньше проведать!
б) Прошло несколько минут  —  и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
в) И как только не разбились!
г) Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Как белка спасала своего детёныша?
б) Почему люди выбрали для спила именно эту ель?
в) В какое время года происходят события, описанные в тексте?
г) Чем был недоволен старый пильщик, одёргивая молодого парня?
16. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый пильщик сурово и с осуждением отнёсся к парню?»
а) (8) Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9) Вот бы раньше проведать!
б) (13) Ну, болтать некогда. (14) Берись, ребята.
в) (20) Ребята, гляди! (21) Бельчата маленькие в дупле!
г) — (37) Ловко! — засмеялся паренёк. — (38) А я вот её враз шапкой накрою!
17. Как характеризует  Дымку  информация,  заключённая  в  предложениях  24—28?
а) Дымка неловкая, даже пищу для своих детёнышей не смогла донести.
б) В момент опасности Дымка подумала не о пище для детёнышей, а о собственном спасении.
в) Дымка пугливая, она никогда не видела людей и в их присутствии потеряла способность двигаться.
г) Дымка испытала чувство страха в момент, когда нависла угроза над её детёнышами.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Дымка выговорила всё,1 что,2 по её мнению,3 полагалось,4 и снова попрыгала по веткам. А тем временем около старой ели послышались шаги,5 человеческие голоса…
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке,(1) хотя он ей никакого вреда не сделал. … Дымка выговорила всё,(2) что,(3) по её мнению,(4) полагалось,(5) и снова попрыгала по веткам.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Сугроб под ёлкой,(1) на которой было беличье гнездо,(2) давно уже растаял,(3) и ворчливый медведь,(4) зевая и почёсываясь,(5) вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

1 комментарий: