Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 9 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №102 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   —  (1)Мне кажется, что сейчас все люди на одно лицо… —  сказал Роман.  —  (2)Знаешь, как я это заметил? (3)Перестал различать дикторш телевидения. (4)Все с глазками, все с носиками, и никакой разницы. (5)А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.
   (6)Сашка подозрительно посмотрел на Романа. (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.
   —  (8)Есть индивидуальности,  —  пробурчал Сашка.
   —  (9)Их всё меньше,  —  сказал Роман.  —  (10)Очень долго не было ситуации, при которой личность проявляет свой максимум. (11)Войны, например, голода, оледенения… (12)Все живут одинаково, и все становятся похожими друг на друга.
   —  (13)Ну, ты даёшь!    разозлился Сашка.    (14)Все живут одинаково? (15)Где ты это видел? (16)У одних машины, у других    от получки до получки, одни ничем не гнушаются, другие всю жизнь в трамвае стоят, потому что стесняются сидеть. (17)Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
   (18)Роман скривился.
   —  (19)Нельзя же понимать всё буквально… (20)Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру. (21)Всё, что ты говоришь, сюда укладывается. (22)Просто для того, чтобы стать личностью, надо выйти за эти законы.
   —  (23)И что сделать?
   —  (24)В том-то и дело, что, когда ищешь, что сделать, это тоже поиски себя. (25)Что, по-твоему, может придумать ординарный человек?
   —  (26)Ну, знаешь, войны я не хочу,  —  сказал Сашка.
   —  (27)А я хочу? (28)Но машина  —  это воплощённая пошлость.
   (29)Сашка пожал плечами. (30)Да, он мог сказать, что когда у человека заботливая мать, когда у него нет проблем с братьями и сёстрами, когда рубль в кармане всегда, то, конечно, пристало время подумать и о мировых проблемах. (31)Но он этого не сказал, потому что получалось, будто он цитирует собственную мать. (32)Мать же так стремилась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей. (33)А индивидуальность  —  это с жиру. (34)Это чтоб себя показать. (35)Вот, оказывается, в чём был гвоздь.
   (36)И Сашка молчал, хотя что-то в словах Романа вызывало его невольный протест.
 (По Г. Щербаковой)*

* Щербакова Галина Николаевна  —  современный прозаик, автор более 20 повестей и романов для юных и взрослых читателей: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Косточка авокадо» и др. По повести «Вам и не снилось» был снят одноимённый фильм.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гнушаются» (предложение 16).
а) пренебрегают
б) считают достойным
в) принимают во внимание
г) заботятся
2. Замените книжное слово «ординарный» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Какое(-ие) из приведённых ниже предложений противопоставлено(-ы) в тексте по содержанию предложению 12: «Все живут одинаково, и все становятся похожими друг на друга»?
а) —  (14) Все живут одинаково? (15) Где ты это видел?
б) (20) Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру.
в) (22) Просто для того, чтобы стать личностью, надо выйти за эти законы.
г) (32) Мать же так стремилась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей.
4. Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 17 — 22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 4—7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 5—9 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «в словах Романа» (предложение 36), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
11. Из предложений 26 — 28 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
12. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
13. Из предложений 2 — 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.
14. Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.
а) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.
б) —  Есть индивидуальности,  —  пробурчал Сашка.
    —  Их всё меньше,  —  сказал Роман.
в) Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
г) —  А я хочу? Но машина  —  это воплощённая пошлость.
15. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем, по мнению Романа, объясняется то, что «все люди на одно лицо»?»
а) (5) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.
б) (7) Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.
в) —  (8) Есть индивидуальности,  —  пробурчал Сашка.
     —  (9) Их всё меньше,  —  сказал Роман.  —  (10) Очень долго не было ситуации, при которой личность проявляет свой максимум.
г) —  (24) В том-то и дело, что, когда ищешь, что сделать, это тоже поиски внутри градации. (25) Что, по-твоему, может придумать ординарный человек?
16. Как характеризует Сашку информация, заключённая в предложениях 30 — 31?
а) Сашка — осторожный в споре человек, он не любит раскрывать перед оппонентом все свои доводы.
б) Сашка — человек, стремящийся к внутренней независимости и самостоятельности.
в) Сашка  —  неуверенный в себе человек, он не может прийти к какому-либо определённому решению.
г) Сашка — человек, боящийся открыто отстаивать в споре собственное мнение.
17. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Что думала мать Сашки об индивидуальности?
б) Почему, по мнению Романа, среди людей всё меньше встречается индивидуальностей?
в) Как Сашка доказывал Роману, что люди живут по-разному?
г) Как Роман готовился к разговору с Сашкой?
18. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Очень долго не было ситуации,(1) при которой личность проявляет свой максимум. Войны,(2) например,(3) голода,(4) оледенения… Все живут одинаково,(5) и все становятся похожими друг на друга…
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мне кажется,(1) что сейчас все люди на одно лицо…  —  сказал Роман.  —  Знаешь,(2) как я это заметил? Перестал различать дикторш  телевидения. Все с глазками, (3) все с носиками, (4) и никакой разницы.
20. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Да,(1) он мог сказать,(2) что когда у человека заботливая мать,(3) когда у него нет проблем с братьями и сёстрами,(4) когда рубль в кармане всегда,(5) то,(6) конечно,(7) пристало время подумать и о мировых проблемах.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий