Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 10 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №133 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Когда я стал хорошо читать, отец подарил мне сочинения Аксакова, и посейчас моего любимого писателя, перед русским языком которого я благоговею. (2)Это были первые мои настоящие большие книги. (3)Каждый сам творит свой рай, и мой был создан в полном согласии со страницами Аксакова, но с прибавкой и своего ранее облюбованного и возведённого в святость. (4)В Каму влила в свои воды река Белая, в Белую  —  Дёма, а к елям, пихтам и прозрачной аскетической лиственнице Прикамья прибавились необычайно могучие буки и вязы оренбургского и уфимского края.
     (5)И хотя я был сыном великой Камы, но благодаря Аксакову с детства равнял с нею в святости воспетые им реки Дёму и Бугуруслана, конечно несравнимые с величием моей Камы, которую, как любую большую реку, не представляю себе ничем иным, как живым существом не нашего, чудесного измерения    пожалуй, божеством.
     (6)Это очень трудно объяснить и ещё труднее понять, если иной человек сотворён иначе. (7)Ведь всё живое вышло из океана, мы это знаем, а многие ли чувствуют?
     (8)И вот Кама для меня как бы мать моего мира, и уж от неё всё пошло: и реки поменьше, и почва, на которой я стою. (9)Я допускаю, конечно, что существуют у других семей свои предки, таковы, вероятно, сибирские реки для сибиряков. (10)У нас, людей речных, иначе видят духовные очи. (11)Для других река  —  поверхность и линии берегов, а мы свою реку видим и вдаль, и вширь, и непременно вглубь с илистым дном, с песчаными отмелями, с плывущими плотами, с накипью и щепочками, прибитыми к берегу.
     (12)Вода, которую мы отпили в детстве и в которой до локтя мочим руку, перегнувшись за борт лодки,  —  мы эту воду потом пьём всю жизнь, куда бы нас судьба ни забросила, и подливаем её для сравнения и в море, и в горное озеро близ Рима, и в священный Иордан, и в Миссисипи, и в Тихий океан, и в Рейн, и в каждую европейскую лужу, если в ней отражается солнце.
 (По М. Осоргину)

2. Выполняем задания

1. Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
3. Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВание.
4. Среди предложений 4 – 12 найдите сложные, одна из частей которых является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номера этих предложений.
5. Какая тема является центральной в тексте?
а) сравнение прикамских и оренбургских лесов
б) происхождение жизни на земле
в) чувство единства с малой родиной
г) экологические проблемы в бассейне реки Камы



Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий