1. Очень внимательно читаем текст
(1)Когда
я стал хорошо читать, отец подарил мне сочинения Аксакова, и посейчас моего
любимого писателя, перед русским языком которого я благоговею. (2)Это были
первые мои настоящие большие книги. (3)Каждый сам творит свой рай, и мой был
создан в полном согласии со страницами Аксакова, но с прибавкой и своего ранее
облюбованного и возведённого в святость. (4)В Каму влила в свои воды река
Белая, в Белую — Дёма, а к елям, пихтам и прозрачной
аскетической лиственнице Прикамья прибавились необычайно могучие буки и вязы
оренбургского и уфимского края.
(5)И хотя я был сыном великой Камы, но
благодаря Аксакову с детства равнял с нею в святости воспетые им реки Дёму и
Бугуруслана, конечно несравнимые с величием моей Камы, которую, как любую
большую реку, не представляю себе ничем иным, как живым существом не нашего,
чудесного измерения — пожалуй, божеством.
(6)Это
очень трудно объяснить и ещё труднее понять, если иной человек сотворён иначе.
(7)Ведь всё живое вышло из океана, мы это знаем, а многие ли чувствуют?
(8)И
вот Кама для меня как бы мать моего мира, и уж от неё всё пошло: и реки
поменьше, и почва, на которой я стою. (9)Я допускаю, конечно, что существуют у
других семей свои предки, таковы, вероятно, сибирские реки для сибиряков. (10)У
нас, людей речных, иначе видят духовные очи. (11)Для других река —
поверхность и линии берегов, а мы свою реку видим и вдаль, и вширь, и
непременно вглубь с илистым дном, с песчаными отмелями, с плывущими плотами, с
накипью и щепочками, прибитыми к берегу.
(12)Вода, которую мы отпили в детстве и в
которой до локтя мочим руку, перегнувшись за борт лодки, — мы
эту воду потом пьём всю жизнь, куда бы нас судьба ни забросила, и подливаем её для
сравнения и в море, и в горное озеро близ Рима, и в священный Иордан, и в Миссисипи,
и в Тихий океан, и в Рейн, и в каждую европейскую лужу, если в ней отражается
солнце.
(По М. Осоргину)
2. Выполняем задания
1.
Среди предложений 4 – 7 найдите
предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
2.
Среди предложений 1 – 8 найдите
сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер
этого предложения.
3.
Из предложения 8 выпишите
подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВание.
4.
Среди
предложений 4 – 12 найдите
сложные, одна из частей которых является односоставным определённо-личным
предложением. Напишите номера этих предложений.
5.
Какая тема является центральной в тексте?
а) сравнение прикамских и
оренбургских лесов
б) происхождение жизни на земле
в) чувство единства с малой
родиной
г) экологические проблемы в
бассейне реки Камы
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий